|
|
|
|
Храмовая флористика Традиции флористического оформления храмов |
Понравилась тема? Поддержите ее в социальных сетях! |
|
LinkBack | Опции темы | Опции просмотра |
(#101)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
14.02.2011, 17:14
Ольга Дмитриевна Малова.
|
|
(#102)
|
|
Активный участник
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 1,877
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 6 раз(а) в 6 сообщениях
Регистрация: 11.03.2008
Адрес: С.-Петербург
Возраст: 55
Рейтинг: 193
|
Re: Храмовая флористика -
14.02.2011, 17:24
Спасибо, будем знать!
(меня Нонна) |
(#103)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 177
Сказал(а) спасибо: 549
Поблагодарили 304 раз(а) в 42 сообщениях
Регистрация: 16.01.2009
Адрес: Россия
Рейтинг: 283
|
Re: Храмовая флористика -
14.02.2011, 23:33
Ольга Дмитриевна, приятно познакомиться. С праздником Сретения Господня! Продолжаю диалог. Ни один искусственный цветок не сравнится по красоте и совершенству с живым. И сегодня было бы глупо украшать храмы искусственными, при таком изобилии живых. И Слава Богу, что пришли такие времена, что мы можем себе это позволить. Но так было не всегда и могут прийти лихие годы. Что будем делать? Отступать от канонов, традиций?
Прекрасные фото. Оформления 21 века. Все цитаты на которые ссылаетесь, это 19 - 20в. А что было в 3, 5,8, 9,10,11 в.в. и т.д. Я об этом. Я и о том, что для совершения литургии это не главное. Она произойдет даже если не будет ни одного цветка. Поэтому мне не понятно, когда приводите слова кого-либо, то они обычно категорично отрицают искусственные цветы? А история и фотографии показывают, что они допускаются в оформлении, как часть общего храмового искусства, как проявление человеческой любви. Вот сегодня набрала в поисковике "Праздничное убранство храмов" и получила результат. Пасхальное убранство Греческого храма (http://www.hram-sdr.ru/index.php?module=pages&id=225), плащаница вообще не украшена. Иерусалим - искусственные цветы (http://evplanov.narod.ru/Israel/new_page_2.htm) вот наконец появилась информация историческая (http://spas-monastery.by/history/the...euphrosyne.php) - Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь монастырь 1910 год. Гирлянды из трав, цветов мало, но есть, так как это 2 июня, цветы уже расцвели. И современное убранство этого же монастыря спустя 100 лет, на улице допускают искусственные цветы. Поэтому, я думаю, украшение храмов цветами начало формироваться в начале 20 в.. В годы Советской власти совсем прекратилось - как Вы и пишете, а сейчас формируется заново, но оглядывается на католическую традицию. У Вас тоже была бабушка и если у Вас были с ней добрые отношения, то наверняка она делилась с Вами своими воспоминаниями и Вы ей доверяли. |
|
(#104)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 177
Сказал(а) спасибо: 549
Поблагодарили 304 раз(а) в 42 сообщениях
Регистрация: 16.01.2009
Адрес: Россия
Рейтинг: 283
|
Re: Храмовая флористика -
15.02.2011, 02:16
«На аналое, в венке из искусственных ландышей и незабудок уже возложена наша коренная оптинская святыня, чудотворная икона праздника». С.Нилус. Цитирую ваше сообщение.
Вы пишете : "Украшение искусственными цветами, в данном случае, можно объяснить отсутствием живых цветов в это время в открытом грунте, а не традициями Православной Церкви." Я говорю, что украшать храм цветами - традиция, но живыми или искусственными не имеет строгого канонического значения, потому как это по сути является лишь проявлением любви и возможностями человека выразить эту любовь. Если оптинские старцы и монахи допускали украшение праздника искусственными цветами, то можно ли их после этого назвать бездуховными, как вы называете сыпля ссылками людей поставившими неживой цветок к иконе. И если мы вернемся к моему первому вопросу, то я спрашивала, а чем украшали в зимне-весенний период, если ничего не было? Вот в нашем диалоге мы и пришли к одному ответу. Что будет у человека в этот момент. |
|
(#105)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
15.02.2011, 14:53
Благоговейное украшение святынь не подразумевает только цветы. В Церкви есть оклады, драпировки, ризы, платы, индитии и т.д., причём с преобладанием растительного орнамента. Но в «Богослужебных указаниях» уставные определения говорят о живых цветах.Именно живые цветы являются знаками проявления воли Божией в житиях святых, истории храмов и монастырей. Достаточно вспомнить распускающиеся лилии на засохших стеблях в храме на греческом острове Кефалония.
Искусственные цветы имели место, но преобладали в Западной Церкви, поэтому подобным образом используют искусственные цветы в православных храмах на Украине и в Белоруссии. Греческая Церковь новостильная, есть ещё католические традиции, причём с богатой флоросимволикой. Мы же говорим о православном богословии. Митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников) в своей работе «Из истории Новгородской иконографии» объясняет принципиальное различие между человеческим творчеством, тяготеющим к поэтическому мистицизму, и творчеством православным, Богочеловеческим. Мадонны художников Возрождения отображают душевный подвиг и красоту земного образа матери, а не образа Пресвятой Богородицы. Поэтому так важно всегда и во всех областях церковной жизни помнить об особом характере Церкви, в частности в области искусства, которое так сильно воздействует на человеческую душу. Мы же говорим о православной флористике, как жанре искусства? «Христианское искусство созрело из лучшего, что было в истории культуры человечества, примирив форму его произведения с духовной истиной Евангелия» (Архиепископ Евлогий (Смирнов). И церковная флористика сегодня формируется из лучшего, так, как же можно, пренебрегая растительной символикой Библии, аргументами святых отцов (свт. Василий Великий, свт. Филарет Московский, преп. Варсонофий Оптинский, прав. Иоанн Кронштадский, свт Лука Крымский, преп. Макарий Оптинский и др.) сомневаться в преимуществе Божьего творения над человеческим?! Здесь обычная сравнительная характеристика: с одной стороны творение Божие и Священное Предание, Священное Писание, святоотеческое наследие, а с другой – творение человеческое и мнение мирских женщин, пусть даже имеющее практические свидетельства. Да, в некоторых храмах застилают пол домотканными полвичками, «украшают» искусственными цветами далеко не класса «Люкс», застилают аналои разноцветными женскими платками и т.д., но разве это аргумент в пользу искусства Церкви? Всему своё место и время. Дурновкусие есть не только в миру, но и в храмах, некоторые даже «реставрируют», уничтожая шедевры. И осознавая свою духовную немощь и слабые познания в православном богословии, для начала, надо просто смиряться перед мнением святых отцов, иначе будем вне Церкви, для которой приоритеты всегда очевидны. А, ставя своё мнение во главу угла, не стоит заниматься церковной флористикой. Церковное искусство призвано на своём художественном, символическом языке выражать основную проповедь Церкви Христовой о спасении человека воплотившимся Богом – Словом Господом Иисусом Христом как о величайшем чуде Божием для всего космоса. Поэтому искусство по самой сущности своей должно быть душеполезным: оно не просто показывает, оно научает. Растения (живые) стали вечными свидетелями Божьего устройства мира. Вся земля была украшена растительностью до сотворения солнца, оно по Бытию позднее растительного мира. Необходимая последовательность того, что производит природа: семя, росток, зеленые ветви, цвет, плод – проповедует человеку о его последовательном восхождении по духовной лестнице, облекаясь в светлую ризу красивого цветка, служить Богу и ближнему. Из многочисленных цветов Палестины в Библии как символы, иносказательно лилия, роза и нарцисс, и они являются символом преходящего, так как неизменно расцветают каждый год (да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни. Увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли. Прем. 2: 7, 8) и увядают, являясь тем самым ежегодной проповедью человеку о временном пребывании на земле: Всякая плоть – трава, и вся красота её – как цвет полевой (Ис. 40: 6); Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветёт. Пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его (Пс. 102: 15-16). Вот что об этом пишет святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): «Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было бы в нём красоты форм, созидаемой духом. Мне принесли букет цветов. О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божиих! И вместе с тем, как они прелестны своей малостью, полной кротости, простотой. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие крошки глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на нас свой чудный аромат. Ну, разве не очевидно, что это немая проповедь душевной чистоты? Надо иметь очень грубое сердце, чтобы не слышать этого голоса Божия, так ясно звучащего в красоте материальных форм природы». Цель и значение красоты именно живых растений надо видеть в глубоком духовном воздействии на человека, которое производят на нас овеянные божественной красотой простейшие формы растительного мира и полные силы и величия грандиозные пейзажи. Живые цветы – кадильницы, это фимиам Богу, они – свидетели Божьего устройства мира и совершенная красота, проповедь, символ смиренного послушания Создателю и жертвенности, а присутствие искусственных цветов (даже, если они “класса Люкс”) в православном – живом храме бессмысленно и противоречиво, так как не научает вере, не является носителем божественного, их “красота”нередко вызывает сомнение, ибо творение рук человеческих, а цветовая гамма и химический состав красителей, которые используют при изготовлении этих имитаций, в большинстве своём не являются природными, и даже специалисты считают, что эти «неприродные» краски отрицательно воздействуют на психику человека, особенно на детскую. Является недопустимым использование подобных красок, например, в книжных иллюстрациях для детей. Поэтому, учитывая, в том числе и «природную основу» храмового колорита, Н.М. Тарабукин в своей книге «Смысл иконы» называет “мишурой” «массу искусственных цветов, сделанных из папиросной бумаги, украшающих собою Царские врата, Распятие». Православная флористика в своём творчестве, восстанавливая полноту взаимоотношений человека и растительной природы, является богословием, раскрывающим в ней сущность Божию, но только обретшую визуальную, вещественную форму, свидетельствуя нам о величии, могуществе, красоте и совершенстве нашего Творца, а так же гармонии созданного Им мира и человека как венца творения и образа Божия. И возможно, именно в XXI в. к христианскому искусству по праву будет отнесена и православная флористика с её символикой, как характерная особенность православного богослужения современности, отмеченная историками Церкви, так как «в отношении к духовному миру Церковь, всегда живая и творческая, вовсе не ищет защиты старых форм как таковых и не противопоставляет их новым как таковым. Церковное понимание искусства и было, и есть, и будет одно – реализм. Это значит: Церковь, “столп и утверждение Истины”, требует только одного – истины. В старых ли или в новых формах истины – Церковь о том не спрашивает, но всегда требует удостоверения, истинно ли нечто, и если это удостоверение дано, благословляет и вкладывает в свою сокровищницу истины, а если не дано отвергает» (о. Павел Флоренский). В истории иконописи есть много страниц, когда некоторые сюжеты, имеющие место в ранние века, отвергались и запрещались в последующие времена, поэтому, возможно, и искусственные цветы не будут иметь место в православных храмах, если на то будет благословение Церкви. А что касается моей бабушки (дедушка мой был протоиереем), то она всегда была примером изысканной красоты и вкуса, но главное, примером терпения и смирения, пройдя через все унижения и репрессии в XX в. Но, не всегда бабушки в Церкви трактуют православные традиции верно, к осторожности призывают и священнослужители. |
|
(#106)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
15.02.2011, 15:05
|
|
(#107)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
15.02.2011, 15:06
фотографии
|
|
(#108)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
15.02.2011, 17:09
Лариса, Вы написали, что гирлянды на 3 и 5-ой фотографии из Вашего храма. Не могли бы назвать из какого?
|
|
(#109)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
15.02.2011, 22:44
Дорогая Лариса, Вы напрасно по-женски обиделись. Можно совершенно не принимать моё личное мнение, но я его не выссказывала. В тексте достаточно много убедительных цитат святых отцов и именно они имеют ценность в Церкви, а всякая женская чувствительность только вредит делу. И, если столько цитат из православной литературы, изданной с благословения Церкви, Вас не убеждают, я могу только попросить у Вас прощения, хотя все Ваши неожиданные выводы не имеют никакого отношения ни к моим мыслям в том числе. Просто это святоотеческий материал по теме. Простите меня, если была неправильно понята.
|
|
(#110)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 79
Сказал(а) спасибо: 2
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 03.09.2010
Адрес: Воронеж
Рейтинг: 141
|
Re: Храмовая флористика -
19.02.2011, 00:34
Я конечно понимаю,что сейчас есть масса искусственных цветов довольно хорошего качества,но в храме,по моему мнению, должны быть живые цветы.Красоту живого нельзя заменить,благоухание цветов смешиваясь с запахом ладана и горящей восковой свечи для меня лично определяется как запах храма,какого то таинства.Милые мои,а вспомнить вербное - это же аромат весеннего пробуждения,пасха - букет из ароматов ванильного кулича и нежного запаха первоцветов,троица - насыщенный запах свежескошенной травы,буквально заполняющий весь храм.Иногда обращаю внимание ,что цветы в храме начинают по особенному пахнуть,может от тепла свечей?но как будут сочетаться искусственные цветы в храме не представляю.В нашей местности раньше принято было украшать иконы бумажными цветами,из фольги и металла,это я еще видела но в церковь носили только живые.
|
|
(#111)
|
||||
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 177
Сказал(а) спасибо: 549
Поблагодарили 304 раз(а) в 42 сообщениях
Регистрация: 16.01.2009
Адрес: Россия
Рейтинг: 283
|
19.02.2011, 01:24
Цитата:
Цитата:
Цитата:
полностью диалог можно посмотреть тут http://www.floristic.ru/forum/180270-post265.html |
|||
|
(#112)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 79
Сказал(а) спасибо: 2
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 03.09.2010
Адрес: Воронеж
Рейтинг: 141
|
Re: Храмовая флористика -
19.02.2011, 02:02
Сетку овощную брала белую она узкая,ячейки средние цветок хорошо держат,дешевая и узлы завязываются очень хорошо.НО будете брать обязательно метраж больше за счет узлов!!!
|
|
(#113)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 27
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 03.02.2011
Возраст: 46
Рейтинг: 127
|
Re: Храмовая флористика -
19.02.2011, 14:17
Здравствуйте! Спасибо ВСЕМ за прекрасную тему!Особенно Ольге Дмитриевне за полноценные рассказы!Я не флорист ,но глядя на ваши произведения хочется творить !Расскажите пожалуйста, поподробнее о гирляндах желательно пошаговое фото или рисунки.
|
|
(#114)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 79
Сказал(а) спасибо: 2
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 03.09.2010
Адрес: Воронеж
Рейтинг: 141
|
Re: Храмовая флористика -
19.02.2011, 14:45
Сетку смотрите в магазинах где продается пластиковая одноразовая посуда,точно не помню около 3рублей метр,бутылки закрываю крышками и режу пополам так,что в ход идут две половины.Далее половинки можно забить даже остатками или некондицией оазиса.Все очень дешево или по модному мало бюджетно.Самое ГЛАВНОЕ, девочки забыла ,если гирлянда большая во внутрь сетки протягиваю веревку обычную бельевую(метраж так же с запасом на узлы).фото первой моей гирлянды есть на форуме икона ПР.Богородицы.
|
|
(#115)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 101
Сказал(а) спасибо: 6
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 18.06.2010
Адрес: Беларусь
Возраст: 53
Рейтинг: 145
|
Re: Храмовая флористика -
21.02.2011, 18:33
Ольга Дмитриевна, Ваши высказывания очень полезны, но позвольте с Вами не согласиться по поводу католической традиции насчет искусственных цветов в храмах. Просто нет такой традиции, а явление такое существует из-за элементарной бедности, или невежества. Прихожане украшают как умеют, зачастую считают, что это красиво и достойно. А правила и каноны в общем то похожи, как и у всех христиан - декорациии и цветы, в том числе, должны направлять верующего, подчеркивая самые важные места в храме.
|
|
(#116)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
22.02.2011, 14:20
Дорогая Флориска, позвольте Вам возразить в самом главном, с чего начинается православная флористика. Отличие цветочного убранства православного храма от цветочного декора храмов других христианских конфессий весьма существенное. Пышное и монументальное флористическое оформление католических храмов исторически сложилось в связи с традициями в богослужении и западно-европейском искусстве, которые определяют формы и растительную символику средневековья. Обычно в костёлах, кирхах (кирках) готического стиля преобладают монументальные композиции, что гармонично с формами данной архитектуры. "Поэтому использование самых лучших образцов западно-европейского оформления в Русской Церкви плохо совмещается с её духом, архитектурой, службой", - делает вывод Елена Яковлевна Юдаева, ведущий специалист Московского учебного центра "Элита-флора-дизайн" (Цветоводство. - 1997.- № 2). Но искусство - это следствие и отражение весьма существенного догматического расхождения и разделения! Об украшении католических храмов искусственными цветами пишут священнослужители-богословы- это не мои утверждения. Конечно, в наше время преобладание живых очевидно.
|
|
(#117)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
22.02.2011, 15:18
Творчество мастеров- титанов ясно показывает, как они работают в готических храмах. Как выдержан стиль! Можно только восхищаться высоким мастерством. Но стиль архитектуры уже диктует формы, а форма дух бережёт. В костёлах пирамидальные композиции родные, а в православных храмах другие образы. На форуме в разделе "Титаны флористики" есть много примеров.
|
|
(#118)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
18.03.2011, 20:24
Целофан подкладываем на аналой, вода, конечно, стекает, а после окончания работы, когда подтекание прекращается стелим плат на аналой и на него композицию.
|
|
(#119)
|
||
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
22.03.2011, 22:21
Цитата:
2. Нет сведений. 3. Москва. Сретенский монастырь. 4. Нет сведений. 5. Нет сведений. 6. Нет сведений. 7. Санкт-Петербург. Казанский кафедральный собор. 8. Москва. Новодевичий монастырь, 2008. 9. Плащаница под сенью в Греции. 10.Рижский кафедральный собор Рождества Христова. 11.Хабаровск.Спасо-Преображенский кафедральный собор, 2007. 12. Хабаровск. В православных храмах вынос из алтаря на середину церкви Плащаницы – иконописного или вышитого изображения снятия с Креста тела Спасителя совершается во второй половине дня Великой Пятницы; верующие после выноса совершают перед Плащаницей благоговейное поклонение. Флористу, в первую очередь, необходимо знать, каковы «Богослужебные указания» о Вечерни Великого Пятка: «До начала вечерни на Святом Престоле на место Евангелия полагается Плащаница. Евангелие поставляется Горе Престола, как на Литургии. Плащаница полагается так, чтобы глава Спасителя была к северной стороне. Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов (более правильно венок из живых цветов возлагать на Плащаницу тогда, когда она уже вынесена на середину храма)». Поставлена задача прочной конструкции, которую можно поднимать, переносить, а по благословению настоятеля использовать и на Чине погребения или снимать и оставлять в храме, а затем, по благословению, уносить в алтарь и т.д. Монолитные конструкции, «обнимающие» гробницу с Плащаницей не позволяют выполнить данные богослужебные указания. Для нас важно, чтобы композиция не была повреждена, цветы имели свежий вид. Поэтому, на мой взгляд, деревянная основа с оазисом помогает решать все эти задачи сразу (ничем к Плащанице не крепится, а просто возлагается и легко убирается, на погребении ведёт себя устойчиво, и ветер не страшен) и предоставляет возможность реализации различных творческих решений в составлении монохромной (белой) композиции. И что важно, благоговейно не наносит ущерба святыни, ни механически, ни влагой… Но венок плетут и техникой приматывания, что можно сделать на той же деревянной основе, укладывают бутоньерки в виде гирлянды (Дивеево). Можно изготовить деревянную трёхстороннюю основу по периметру Плащаницы, так как одна сторона, с которой верующие будут прикладываться, должна быть свободной. Смягчить концы можно небольшим закруглением, оставив место для свободного прикладывания. Традиционно при украшении Плащаницы используется деревянная разборная основа в виде сени-кивория (четыре столбика с крышей). Плащаницу больших размеров располагают и как икону на аналое, приподняв на специальную наклонную опору, что позволит верующим созерцать постоянно во время богослужения Пречистое тело Спасителя. Возможно сооружение арок, одной или двух с гирляндами или создание композиции в виде ковра из цветов. В Страстной Пяток Плащаницу Спасителя убирают, по обычаю, белоснежными цветами, напоминающими о том, что благообразный Иосиф с Никодимом, сняв Пречистое Тело Господне с Креста, рыдая, обвили Его чистою плащаницею и положили в новом гробе. Белый цвет символизирует и то, что Господь добровольно прияв смерть и испытав разрешение души от тела, явился «чужд истления» и «умертвил ад блистанием Божества». На курсах по храмовой флористике нередко устанавливают такие правила, с которыми приходится спорить, так как они не имеют обоснований ни в канонах христианского искусства, ни в растительной символике Священного Писания, ни в истории декоративного садоводства в России, например, утверждают, что Плащаницу Спасителя “правильно” украшать 33 гвоздиками. Почему 33 – понятно, по числу лет земной жизни Иисуса Христа, но почему именно гвоздиками? Символика гвоздики ведёт своё начало с западной средневековой живописи, где она занимала одно из самых главных мест, символизируя славу Христа, но о гвоздике не говорится в Священном Писании. Для таких утверждений необходима или ссылка на Священную историю, или на «Богослужебные указания». В Болонье гвоздика считается цветком апостола Петра, и 29 июня её цветами украшаются все церкви и весь город. Специалисты рассказывают, что некоторые обители делают заказы об украшении только гиацинтами (?!). В Откровении как название цвета (9: 17) встречается слово Гиацинт, греч. hyakinthos – голубой цвет, равно как и название драгоценного камня (21: 20), но не как цветка. О гиацинте-цветке и гвоздике упоминается в книге XVII в. игумена Антония «Огородок», посвященной проповедям, как цветнику в Небесном саду, здесь, возможно влияние западной церкви, когда гвоздика, столь популярная в общественной жизни Голландии, Италии, Испании и других стран, появлялась в религиозной живописи. В Европу гиацинты были завезены в кон. XVI-XVII вв. В это же время начали привозить гиацинт и в Россию, а гвоздику в XVIII в. И позднее гиацинты и нарциссы стали называть в народе пасхальными цветами, как и все весенние цветы – первоцветы, тюльпаны, например, по форме похожие на яйцо, и ставшие самыми популярными после гиацинтов, когда интерес в 30- х гг. XVIII столетия к ним в Европе стал ослабевать. Тюльпан, лилия и гиацинт, как впрочем, чеснок и лук, относятся к одному семейству – лилейных. Архангел Гавриил с тюльпанами (и гвоздиками, как считают искусствоведы) изображён на иконе Благовещения Ивана Максимова XVII в. из Государственной Третьяковской галереи. На иконе XVII в. «Богоматерь Вертоград Заключенный» Младенец изображается с красной гвоздикой в руке, это символ Страстей Христовых, а светлые тюльпаны и гвоздики были символом непорочного зачатия Девы Марии в западном искусстве, влияние которого здесь и прослеживается. В России только в XIX в. выгонка гиацинтов достигла высшей степени развития, так как же можно утверждать, что украшение Плащаницы Спасителя гиацинтами – «древняя русская традиция»? Несомненно, что позднее, в кон. XIX-нач. XX вв. гиацинт, возможно, был относительно доступным цветком, который любая хозяйка могла вырастить в горшке, или купить в это время года, то есть сезонность и практичность были главными аргументами, а не «религиозная символика», как об этом пишут современные флористы, несмотря на то, что форма цветка гиацинта напоминает лилию – главный цветок у христиан. Среди весенних цветов в Священном Писании из луковичных, как символ, упоминается только нарцисс. На картине Я.Ф. Капкова «Благовещение» (ГТГ) Архангел Гавриил держит в руке нарцисс. Современным христианам, имеющим в XXI в. неограниченные возможности, розам и лилиям при украшении Плащаницы надо отдать предпочтение, так как белые розы – символ благословений Божиих, с ними изображается Архангел Варахиил, а о лилии разговор отдельный. В церковном предании лилия и роза являются символами Иисуса Христа и Божией Матери, о символике этих цветов красноречиво свидетельствуют и Священное Писание, и святоотеческое наследие, гимнография и произведения русских иконописцев. Но в украшении храма к праздничному богослужению символика цвета всё равно приоритетнее, чем виды растений. Лилии и розы всегда будут главными церковными цветами, но можно украшать и гиацинтами, и гвоздиками, и хризантемами… – белыми цветами Плащаницу Спасителя, исходя из реальных возможностей, только не надо утверждать, что только гвоздиками или гиацинтами, и что это «древняя русская традиция». Но правды ради необходимо напомнить, что «многочисленная» символика цветов в христианстве возникла примерно с VIII в. (в Библии, как символы, упоминается всего три цветка), а гвоздики, ирисы, аквилегии, незабудки, анютины глазки и другие растения, как символы, получили широкое применение в Европе только в средние века, но эта символика не имеет обоснований в Священном Писании. |
|
|
(#120)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 36
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 12.02.2011
Возраст: 58
Рейтинг: 127
|
Re: Храмовая флористика -
24.03.2011, 20:10
В подвесных гирляндах используется сетка рабица и оазис завернутый в пакеты.
Здравствуйте,Танюшка!Прошу разъяснения по поводу пакетов,т.е. оазиса,завернутого в пакеты: его что так легко проткнуть стебельком цветка?Или я не понимаю чего-то?Можно поподробнее? Простите. |
|
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Национальные традиции оформления храмов (тема для представителей всех религий) | Арсений | Храмовая флористика | 75 | 18.01.2017 15:08 |
Москва Ищу подработку. Оформления | Anutkin | Флористы ищут работу (резюме) | 0 | 08.01.2017 00:20 |