Флористика, флорист работа, курсы флористики
 

Вернуться   Флористика: популярный флористический форум Флористика Храмовая флористика
Забыли пароль?

Храмовая флористика Традиции флористического оформления храмов

Понравилась тема? Поддержите ее в социальных сетях!

Ответ
 
LinkBack Опции темы Опции просмотра
Старый
  (#81)
новый участник
neva3005Елена Хорошая репутацияneva3005Елена Хорошая репутация
 
Добавить в друзья

Сообщений: 79
Сказал(а) спасибо: 2
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 03.09.2010
Адрес: Воронеж
Рейтинг: 141
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 12.02.2011, 22:32

Спасибо большое,Малова О.Д./к сожалению не знаю Вашего имени/ да, действительно на фото №3 не видно иконы Иоанна Воина ,моя ошибка в том что предполагалась икона большего размера.Не могу сообразить как делается правильно гирлянда,подскажите пожалуйста.Советы Маловой очень нужны, я нигде не могу найти книг по церковной флористики,так ,что Ваши записи распечатала себе как книжку.спасибо.
   
Ответить с цитированием
 
Старый
  (#82)
новый участник
Мариша Нет репутации
 
Аватар для Мариша
 
Добавить в друзья

Сообщений: 36
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 12.02.2011
Возраст: 58
Рейтинг: 127
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 12.02.2011, 23:53

ООООгромное спасибо Маловой О.Д.!!!Не могли бы Вы подсказать где можно прочитать Вашу рукопись (вышеупомянутую) по правильному оформлению храмов живыми цветами?Простите за назойливость....Как к Вам обращаться?Очень хочется по имени.Простите......дело в том,что я служу в храме;храме,освященном в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского,которого Вы цитировали выше.....Конечно,по сравнению с Москвой нам далеко до таких украшений,кот. были Вами представлены.Но нам тоже Очень хочется чего-то похожего творить.Но не хватает Вашего опыта ,мастерства.Понимаю,что нужно доходить до всего самим,через неудачи и т.д,но все же ,поделитесь,а? Ваш способ укрепления оазиса на наклонном аналое взяла на вооружение,буду претворять на Сретение.А впереди еще Вербное,Пасха.....Простите,если что не так...С Уважением!
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#83)
новый участник
Лариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутация
 
Аватар для Лариса
 
Добавить в друзья

Сообщений: 177
Сказал(а) спасибо: 549
Поблагодарили 304 раз(а) в 42 сообщениях
Регистрация: 16.01.2009
Адрес: Россия
Рейтинг: 283
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 13.02.2011, 01:10

Спасибо Маловой О.Д за большое крличество фотоматериала. Особенно мне понравилось фото- повозки с вербами на Красной площади. Впечатляет. Правда у меня возник вопрос . Если мы окунемся в историю, то какими живыми цветами украшали иконы в зимний период и на Пасху в северной части России в прошлые столетия ? Мне кажется в этот период их негде было взять. Тогда какая была альтернатива, кроме ели и вербы? И где можно прочитать слова Варсонофия Оптинского , которую вы цитировали.
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#84)
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 13.02.2011, 01:47

Дорогие Елена и Мариша, послушание по украшению храма цветами требует непрестанного труда. Необходимо много читать православной литературы, в том числе святоотеческое наследие и по христианскому искусству, не говоря уже о том, что для православного флориста обязательно чтение Священного Писания и исповедывание Таинств Церкви. Без помощи Божией, без молитвы, благословения и работы над собой мало что получится. Православная композиция - это всегда православный образ, который рождается не на пустом месте. А недостатки, и неудачные, на наш взгляд, проекты будут независимо от опыта работы и этого не надо бояться, а просто идти дальше, извлекая из этого уроки. Читайте всё, что попадается по теории флористики, используйте интернет. Что касается источниковедения по православной флористике, то список этот весьма скуден. Есть брошюра А. Стрижёва "Цветы и храм", но она небольшая по объёму и носит весьма общий характер рекомендаций. Есть также публикация в Журнале Московской патриархии того же автора и в журнале "Цветы", "Цветоводство" и других. Правда по некоторым вопросам в этих публикациях я бы выссказала другую точку зрения. Причём надо всегда помнить, что личного мнения у нас по вопросам богословия растений быть не может. Всякое выссказывание необходимо подкреплять ссылками на Священное Писание, святоотеческое наследие и произведения христианского искусства. Что касается моего местожительства, то это не Москва, а Муром Владимирской области, который всем знаком по празднику 8 июля блг кн. Петра и блг кн. Февронии. А рукопись станет изданием, если на то будет воля Божия.
Библиографический список, которым располагаю на сегодняшний день:
1. Горохова, С.Г. Цветы для больного / Светлана Георгиевна Горохова // Славянка. – 2008. – май / июнь. – С. 64-67.
2. Грановская, Л.М. Растительный мир Библии: Краткий словарь /Л.М. Грановская. – СПб.: ЭльфидэльПитер, 2008. ISBN 978-5-904049-01-0.
3. Давыдова //Цветоводство. – 2008. – № 1, 4…– С. ?-?
4. Дивеевское чудо // Цветы . – 2008. – № 11. – 24-29.
5. Золотницкий, Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях / Н.Ф. Золотницкий. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 320 с.: ил. (Исторический альбом). ISBN 5-9555-0794-9. : СПб.: Альфарет, 2005. – 278с. ISBN 5-902882-18-4.
7. Пасхальные лилии // Нескучный сад. – 2006. – № 2. – С. 37, 41.
8. Рождество в старом и новом стиле // Цветоводство. – 1994. – № 6. – С. 22-23.
9. Сокольский, И.Н. Прекрасные растения Библии / И.Н. Сокольский. – Диля, 2006. ISBN 5885034966.
10. Софрония, монахиня. Отблески Рая // Цветоводство. – 2008. – № 2. – С. 29-31 (Цветы в Православии).
11. Стрижев, А. Н. Цветы и храм: растения в русском церковном обиходе / Александр Николаевич Стрижев; по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 47с. – библиогр.: 54 назв. ISBN 5-7302-0865-0; Остатки Рая на земле ЖМП. – 1998. – № 3. – С. ?-?
12.Цветы в Православии. Композиции для храма // Цветоводство. – 2007. – № 3.
13. Цветы в храме // Цветоводство. – 1997. – № 2. – С. 18-20; 1998. – № 2. – С. 28.
14. Христос Воскресе! // Цветы. – 2008. – № 4. – С. 22-29.
15. Юдаева, Е.Я. Цветы в православном храме / Елена Яковлевна Юдаева // Цветоводство. – 1997. – № 2. – С. ?-?,
а также в журнале "Цветы" № 4, 2008; №1, 2, 2010.
Желаю вам душевной радости от нелёгкого, но Богу угодного творчества, Ольга Дмитриевна.
В красной обложке каталог выставки в Третьяковке "Цветы - остатки Рая на земле" - это слова прав. Иоанна Кронштадского. Я была на этой выставке, где кроме шедевров иконописи и живописи были представлены и флористические работы. В каталоге интересный материал о растениях в иконописи.

Миниатюры
www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов  

   
Ответить с цитированием
Старый
  (#85)
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 13.02.2011, 02:22

  • Сретенский монастырь. Москва.
  • Крестный ход со св. мощами свт Луки Крымского. Советую прочитать его книгу «Дух, душа, тело». В ней интересный материал о растениях, о том, что у растений есть душа…
  • Нет сведений о местонахождении.
  • Архангельск, 2009. Божественная литургия на месте разрушенного кафедрального Свято-Троицкого собора.
  • Нет сведений о местонахождении.
  • Казанский кафедральный собор. Санкт-Петербург.
  • Дивеево. 1 августа 2010 г.
  • Материал из журнала «Цветы»
  • Материал из журнала «Цветы».
  • Оазис для гирлянд «паровозики».
  • Оазис для гирлянд.
  • Сретенский монастырь. Москва.
Миниатюры
www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов  

www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов  

www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов  
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#86)
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 13.02.2011, 02:25

Гирлянда представляет собой продолговатой формы цветочную композицию в массивном стиле: украшение из цветов, зелени, веток с листьями и плодами, сплетённое в виде извивающейся ленты. Этой растительной цепи можно придавать форму, ею обвивают колонны храма, столбы сени (кивория) над Плащаницей, Ракой с мощами или располагают над Царскими вратами, иконой. Полугирлянда (фестон) используется при украшении икон, лампад, иконостаса или его элементов, её закрепляют за верхний конец, и она свешивается вертикально, либо прикрепляют за оба конца так, что её средняя часть провисает.
Гирлянда(итал. Ghirlanda – украшение, украшающий венок) – понятие, возникшее сравнительно поздно, в эпоху Возрождения, в отличие от понятия «венок-корона». Гирлянды плелись не замкнутыми, а имели вид жгутов, которые с целью украшения прикреплялись к стенам горизонтально. Провисание таких гирлянд-украшений создало постепенно стойкое представление о гирлянде как «растительном занавесе», имеющем характерный выгнутый (овальный, полукруглый) вид. Известны изображения гирлянд на мозаиках древнехристианского периода, например, в церкви святой Констанцы в Риме сохранилась мозаика IV в.: по краям свитка с надписью Господь дарует мир две гирлянды и два города (Иерусалим и Вифлеем), а также на саркофаге Константины ок. 354 г. из Ватиканского музея. Используют гирлянды в украшении сени над Плащаницей Божией Матери на Успение в пещерном храме в Иерусалиме; святых мощей преподобного Серафима Саровского и святителей Луки Крымского. В Московском Сретенском монастыре используют гирлянды в украшении всех элементов храмового интерьера и особо хороса. Массивность этого вида растительно-цветочных композиций предполагает осторожное отношение к его использованию в храме, так как не цветы являются главным в церковном пространстве.
Особенно широко гирлянды из цветов как атрибут Богоматери были распространены во фламандском и итальянском искусстве XVII в. Растения и плоды, которые использовались для составления гирлянд подбирались в связи с целевым назначением составления композиции – флористическими шифрами.
В России понятие «гирлянда» не было известно до XVIII в., поэтому первоначально её называли «кутасом». На празднование 500-летия со дня преставления преподобной основательницы Московской Вознесенской обители в 1907 г. великая княгиня – преподобномученица Елизавета Феодоровна подарила ко гробу преподобной Евфросинии золотую лампаду и цветочные гирлянды.
Есть несколько способов создания композиций в форме гирлянды или полугирлянды. Для полугирлянды можно использовать портбукетницу, для гирлянды и полугирлянды – свёрнутую в трубку петельную проволоку (сетку рабицу) со мхом внутри или оазисом; свитые верёвки или проволоку; фанеру или металлический каркас (оазис крепится с помощью ленты) в виде корамысла. Самый лёгкий способ изготовить гирлянду – на основу, металлическую или деревянную, последовательно навязывать пучки (маленькие букетики) из растительного материала, например, из зелёных веток, выбирая разное направление в зависимости от задуманной композиции, которая может быть и напольной. Проволочная и деревянная основы позволяют придать необходимую форму гирлянде, например, форму Горнего места, солеи и амвона, особенно будет красиво, если они многоступенчатые. Таким образом можно изготовить гирлянды из хвойных на праздник Рождества Христова и из веток берёзы на праздник Святой Троицы, их можно украсить небольшим количеством композиций: незаметно вставить живые цветы в стеклянные или специальные пластиковые пробирки с заострённым концом, которые наполняются водой. Способы составления цветочно-растительных гирлянд без флористической губки способствует быстрому их увяданию, поэтому выбор растений для такого способа должен быть избирательным (быстровянущие здесь не подойдут, например, быстро осыпается аспарагус). Необходимо растения крепить очень плотно друг к другу, так они не будут вянуть более продолжительное время. Возможно использование готовых форм оазиса для составления композиций-гирлянд (мини-деко) – пластмассовые “паровозики”, а также самостоятельно вырезанные блоки флористической губки можно как бусы закрепить на проволочной основе или обернуть их тонким полиэтиленом, сеткой, перекрутив в промежутках и сделать отверстия для растений. См. доп.: Гирлянды // Цветоводство. – 2007. – март / апрель. – С. 44 -45
Среди многочисленных современных форм цветочных композиций гирлянда, наряду с венком, относится к наиболее их древним видам, и её до сих пор используют для украшения Плащаницы, сени над Святыми мощами, иконостаса, икон, опор, колонн и других элементов, которые имеются в храмовой архитектуре, как в интерьере, так и в экстерьере.
В храмах форма гирлянды используется и в украшении церковных интерьеров, как самостоятельный архитектурный элемент, например, иконостаса и Царских врат Ильинской церкви села Палиши Гусь-Хрустального района Владимирской области. Панели на амвоне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге оформлены в виде больших вертикальных гирлянд. Все они разные – цветочные или плодовые, в которых можно различить смоквы и виноградные гроздья. Поэтому гирлянды из живых растений и цветов должны органично входить в образный ряд конкретного храма: то, что в одном храме представится возможным для использования, в другом будет нежелательно и по форме, и по количеству.
В видимой красоте и кажущейся простоте составления гирляндовых аранжировок (иконы, Царские врата, арки, паникадило, хорос) лежит знание и соблюдение законов флористики. В большинстве случаев в украшении иконы, например, используются равномерные россыпи, но россыпи с разбросом и сжатием моделируют форму, а центры поддерживают оптически связь всех частей. Правильно оформленная гирляндовая аранжировка по закону ограничения и закону ранжирования противопоставляется случайному скоплению и запутанному беспорядку. Поэтому флористы говорят, что в ограничении лежит мастерство, а группировка с чётким ранжированием доказывает творческое умение.
Я сама вырезаю "паровозики" из кирпича-оазиса и насаживаю на проволоку. Выше см. фото композиции на подсвечнике из голубых роз, выполнена в такой "технике".
   
Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо:
Старый
  (#87)
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 13.02.2011, 02:32

"Паровозики"
Миниатюры
www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов  
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#88)
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 13.02.2011, 02:39

Варсонофий Оптинский, преподобный. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма / преподобный Варсонофий Оптинский; Венок на могилу Батюшки. – Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. – 692 с. – С.26.
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#89)
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 13.02.2011, 02:44

Для Ларисы.

Начало XX в. характеризует разделение цветоводства: на открытом воздухе, которое в России называли воздушным; оранжерейное или тепличное; комнатное (в жилых помещениях), а также специализация выращивания только роз, сирени, гвоздик, анютиных глазок. Особенно распространено было комнатное садоводство – «хоромные» сады, которые называли тогда «красными», то есть красивыми. Обустройство садов во дворцах поручалось художникам. В это время за границей было бы тщетно искать такого обилия зелени в жилых помещениях и такого удачного выбора и разнообразия комнатной флоры как в России: «Цветы – вот поистине русская роскошь! Дома полны ими… они живут здесь как в теплице. Да и действительно все эти русские квартиры – это теплицы». (Т. Готье). В XIX – нач. XX вв. в больших городах России торговали резаными цветами в виде букетов, венков и выгнанными цветущими экземплярами. Особенно любимы были душистые цветы. Весьма высокой степени развития достигла выгонка цветов (ряд агротехнических приёмов, позволяющих “заставить” расцвести в несезонное время, например, зимой или ранней весной: розы, сирень, гвоздики, тюльпаны, гиацинты), но сами растения для выгонки выписывались из-за границы. Особенно много ввозилось роз, ландышей, гиацинтов, азалий, сирени, гвоздик, душистых фиалок, цикламенов, камелий, резеды, петунии. Однако, несмотря на высшую степень развития выгонки в России, резка выгнанных цветов на букеты и венки практиковалась только в незначительной степени, а главным образом производилась продажа выгнанных экземпляров целиком. Преобладающая масса резаных цветов получалась из-за границы (Южная Франция, Северная Италия). Особенно много требовалось резаных цветов роз, ландышей, гиацинтов, гвоздик, камелий, садовых анемонов, нарциссов, цикламенов, резеды, душистых фиалок, хризантем и других. Стали популярными орхидные. После октябрьского переворота искусство аранжировки букетов практически прекратило своё существование в советскойРоссии.
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#90)
активный участник
Луканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутация
 
Добавить в друзья

Сообщений: 245
Сказал(а) спасибо: 512
Поблагодарили 335 раз(а) в 50 сообщениях
Регистрация: 04.02.2011
Возраст: 72
Рейтинг: 331
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 13.02.2011, 12:50

Малова О Д спасибо что вы нас просвещаете я живу в Подмосковье украшаю храм Архангела Михаила . Зимой есть время почитать литературу с весны его просто нет . Люблю сад у мнея 30 соток много цветов которые помогают при украшении . В прошлом году начели делать сад у храма . Храм у нас не большой сельский ещё не полностью востановился . Батюшка очень хороший всё одобряет .Посадочного материала много так что делюсь с храмом ещё вожу в монастырь.
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#91)
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 13.02.2011, 13:49

Тема монастырских садов и растительный мир вокруг храма - тема особая, как с исторической, так и с духовной, душеспасительной стороны. Растения вокруг храма кроме их эстетической ценности имеют, в первую очередь, символическое значение. Это уже тема символики растений в Священном Писании, история христианской флоросимволики, монастырских садов, которая неразделима с церковной флористикой. Храмовая флористика - часть церковной, так как в православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, Крестные ходы, богослужение на открытом воздухе, встреча иерархов, украшение входа в храм, ковры и дорожки и др. Если украшаете небольшой сельский храм, то надо помнить, что стиль цветочного декора монументального каменного соборного храма отличается от стиля цветочного украшения небольшой деревянной церкви. Флорист просто обязан до начала составления эскизов своих композиций изучить архитектурные особенности конкретно украшаемого храма. Поэтому, если Вы занимаетесь цветоводством, то должны знать символику не только видов растений, то и планировать при посадке необходимую цветовую гамму, которая будет доминирующей при украшении праздников весенне-летнего и осеннего церковного календаря.
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#92)
активный участник
Луканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутация
 
Добавить в друзья

Сообщений: 245
Сказал(а) спасибо: 512
Поблагодарили 335 раз(а) в 50 сообщениях
Регистрация: 04.02.2011
Возраст: 72
Рейтинг: 331
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 13.02.2011, 15:11

Малова О Д спасибо что ответили я согласна со всем что вы пишете .Монастырь особенно если он в глубинке, ещё себя и кормит и им важен ещё и огород .Извините просто хочется о них рассказать .Монастырь мужской ещё не до конца восстановился но у них хороший фруктовый сад даже растёт виноград. Хороший огород ,своё подсобное хозяйство.Они выделяют место под цветы, но очень мало и рады сейчас любому цветку .Конечно со временем они займутся и планировкой и многие цветы их не устроят но там есть место куда их пересадить территория не маленькая.А климот суровее Тверская обл но места красивые .Извините что не по теме отнимаю ваше время.Ещё раз спасибо
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#93)
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 13.02.2011, 15:20

Монастырские сады находились всегда внутри монастырской ограды и изображали земной рай, в котором всё должно быть прекрасно для глаза, слуха и обоняния. Райскими деревьями считали виноградную лозу и яблоню, но в разное время порода «райского древа познания добра и зла» понималась по-разному. Патриаршии, архиерейские и монастырские сады издавна называли «Духовными садами», «Раями», «Виноградами обительными» и считалось, что сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление.
Сад всегда был символом жизни, воспоминанием о потерянном Рае
До XIV в. украшение цветами и само разведение цветов было связано с монастырями и служило только для интерьеров церквей, поэтому в средние века декоративным садоводством занимались преимущественно в монастырских садах, которые имели не только хозяйственное, но и созерцательное значение. В России вплоть до XVI в. более или менее правильно заложенные сады существовали только при монастырях.
Монастырь – это Преображенный Град и созерцание его райского сада – своего рода молитва – должно претворяться в радость и покой. Монастырские сады – это образ Рая и Пресвятой Богородицы – Одушевлённого Рая, посреди себя имеющего Древо Жизни – Господа Иисуса Христа – вертоградаря [1] Небесного сада (Ин. 20: 15).


[1] Вертоградарь – садовник, виноградарь, сторож сада.
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#94)
активный участник
Луканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутацияЛуканова Любовь Отличная репутация
 
Добавить в друзья

Сообщений: 245
Сказал(а) спасибо: 512
Поблагодарили 335 раз(а) в 50 сообщениях
Регистрация: 04.02.2011
Возраст: 72
Рейтинг: 331
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 13.02.2011, 15:38

Ещё раз спасибо очень много надо читать , но время ограничено живём в своем доме с детьми и внуками у меня их трое маленькому 4 надо помогать .
Опять не по теме.Трудно гнаться за молодыми , но нужно
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#95)
новый участник
Лариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутацияЛариса Отличная репутация
 
Аватар для Лариса
 
Добавить в друзья

Сообщений: 177
Сказал(а) спасибо: 549
Поблагодарили 304 раз(а) в 42 сообщениях
Регистрация: 16.01.2009
Адрес: Россия
Рейтинг: 283
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 14.02.2011, 00:27

Малова О.Д., спасибо постараюсь найти и прочесть.
На третей и пятой фотографии гирлянды в нашем храме.
Вот держу в руках книгу И.С. Шмелева и пытаюсь найти что-либо о цветах в церковных праздниках. Рассказ "Вербное Воскресение" - и вот проскакивает, как старушку одарили обласкали"Сестрицы ей подарили свою работу веночек на образа, из пышных бумажных розанов". Пасха -"Прошла "Верба".Вороха роз пасхальных,на иконы и куличи, лежат под бумагой в зале"( Может и настоящие, но сомневаюсь, что настоящие лежат накануне без воды.)"." На образах веночки из розочек","Плащеница увита розами". "Троицын день"-"В коричневом кулаке его цветочки, самые полевые, которые он набрал на Воробьевке.""Ясмотрю на отца ,он рядом. На белом пиджаке у него прицеплен букетик ландышей, в руке пионы."" Березка у кивота едва видна,ветки ее поникли. И надо мной березка, шуршит листочками." Это все как раз начало 20 вв. у зажиточных горожан Москвы. Из книги Шмелева я предполагаю ,что украшали все же чаще искусственными. Цветами из оранжерей могли позволить себе лишь царские особы и дворяне, некоторые монастыри. Я не думаю, что оранжереи были в каждом доме и количества этих цветов хватало на огромные гирлянды. Мы ведь знаем какое количество цветов уходит на оформление. На Троицу, Преображение, Успение, позднюю Пасху найти цветы было намного легче,и то - если климат позволяет. А остальное время и другие века?
Климат и только он определяет культурное развитие этноса - это мнение Николая Гумилева ,и я с ним полностью согласна. Человек всегда приспосабливался под природно-климатические особенности своего региона и развивал культуру ,отталкиваясь от этого.
Вот и цветами украшали там, где они были. В Израиле я не была , но судя по фото, которые я видела, цветов нет в храме. Климат там жаркий , вода на вес золота. И в быту предпочтение отдается искусственным цветам. В Греции я видела в основном вышитые медальоны. Конечно искусственный цветок не заменит Божьего, но он говорит о том, что человек увидел настоящий и сделал похожий, как напоминание о Божьем. И мне кажется, что долгие годы искусственными украшали иконы и в храме, и дома. У кого из нас не было икон с искусственными цветами. Старенькие бабушкины оклады из фольги и выцвевших цветочков. И делали, их как мне говорила бабушка - монашки. Ходили по деревням , забирали в монастырь иконы , потом приносили обратно. Таким способом зарабатывали на жизнь. У кого была возможность делали иконы в окладах с драгоценным металлом, камнями. Еще икону украшали рушниками вышитыми цветами и узорами, как напоминание о летней красоте, которая быстро не задерживалась в наших широтах. А роспись в храме -это тоже , как правило замысловатые цветочные узоры. Кстати, я однажды видела, как художник неодобрительно качал головой ,когда мы украшали цветами храм. Художники не понимают зачем еще цветы ,если они и так уже украсили храм росписью, резьбой, архитектурой. Поэтому и наша задача украшать, но в гармонии со всяким трудом человеческим, учитывать все .
Я также как и многие собираю информацию об украшении храмов цветами, эти поиски и привели меня на этот форум. И я выкладывала фото, что бы развить эту тему и показать труд моих сестер. Информация крайне скудная, и есть она у двух, трех авторов. И как правило однообразна и размытая, все больше о сакральном и мистическом смысле цветов. А мне кажется , что православие о любви. И если говорят о каноническом украшении, где он канон ? А все каноны утверждаются архиереями. Отцами Церкви. Кто видел этот документ ? Тогда остаются только предания и традиции, связанные с климатическо-географическим положением. Возмем праздник Вход Господень в Иерусалим. Мы встречаем вербою, а большинство пальмой, но кто-то веткой, а кто-то крестиком из пальмы. А может кто-то баобабом, потому, как ничего другого больше нет. Так канон есть или он у всех разный?
И думаю, история украшения цветами в храме только пишется. Она только формируется последние десятилетия, в связи с развитием флористики и флористического бизнеса, открытостью границ и огромного желания выразить любыми средствами свою любовь Богу. А мы свидетели и его участники.
Так давайте все вместе, если нас уже Господь свел ,собирать эту историю, собирать истории бабушек, фото, тогда и будет истина.
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#96)
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 14.02.2011, 16:56

Нельзя, однако, обойти вниманием и воспоминания Сергия Нилуса, который описывает престольный праздник 22 октября (ст. ст.) чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Оптиной пустыне: «На аналое, в венке из искусственных ландышей и незабудок уже возложена наша коренная оптинская святыня, чудотворная икона праздника». Украшение искусственными цветами, в данном случае, можно объяснить отсутствием живых цветов в это время в открытом грунте, а не традициями Православной Церкви. Живые цветы – это «голос Божий, так ясно звучащий в красоте материальных форм природы», а«благоухание цветов – это фимиам Богу», «живые цветы – кадильницы» (Свт. Лука Крымский), чего нельзя сказать о цветах, произведённых из бумаги, ткани, пластмассы и других материалов. В XIX- нач. XX вв., безусловно, играла роль сезонность, а разве в XXI в. эта художественно-композиционная особенность такого жанра как флористика не существует? Живые цветы в храме – это всегда проповедь для человека: «Сегодня цветёт телесно, утучнен от наслаждений, сообразно с цветущим возрастом имеет свежую доброцветность, бодр, развязен, неудержим в стремлении; а наутро он же самый жалок или, увянув от времени, или ослабев от болезни … В растениях найдёшь признаки, похожие на человеческую юность и старость» (Свт. Василий Великий).
Поскольку церковная обрядность строго узаконена, канонизирована церковными постановлениями и освящена традицией, то и всё, что связано с этой обрядовой стороной и без чего она не может существовать, должно быть канонично, традиционно, консервативно. Отец Павел Флоренский называет канон «оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие дарования» [276. С.62]. (Канон – свод положений, носящих догматический характер. Церковный канон – правила в области догматики, культа, организации Церкви, возведённые в закон. Для художников это правила, следующие из заповедей Иисуса Христа и поучений его апостолов; постановления Вселенских и местно-русских соборов об устройстве церковной жизни; каталог книг Священного Писания и богослужебных книг; иконография). У каждого из нас есть, конечно, свои привычки и свой вкус, а у профессиональных флористов свой стиль или новаторские приёмы. Однако в храме мы должны их правильно использовать или уметь преодолевать – жертвовать ими. Да и назначение храма совсем не в том, чтобы удовлетворять привычкам и вкусам тех или иных лиц, а в том, чтобы направлять всех на спасительный путь Церкви, поэтому произвольный полёт фантазии флориста, не основанный на церковных канонах, недопустим. «На II Никейском соборе, – писал Н.В. Лосский, – иконы являли собой лишь видимую часть айсберга. Нетрудно прочесть между строк: имеются в виду все виды искусства, задействованные в богослужении: архитектура и искусство интерьера… любой вид искусства, используемый в рамках богослужения, должен сообразовываться с Евангелием, должен содействовать возвещению этой Благой вести. Следовательно, всякая форма искусства во время богослужения участвует в проповеди».
«У одного крохотного Божия цветочка благодати больше, чем у целой охапки искусственных бумажных цветов. Они отличаются друг от друга так же, как дух отличается от духóв», – отвечает старец Паисий Святогорец приверженцам искусственных цветов в православном храме, несмотря на то, что украшение икон веночками из искусственных цветов являлось нередкой формой жертвенности в Церкви. Но можно ли считать это жертвой? Ведь это не «красота форм, созидаемая духом» (так называет живые цветы святитель Лука Крымский), поэтому именно срезанный цветок, является действительной жертвой Богу, (выращенный он или приобретённый), принесённой в храм, и доступной сегодня круглый год. Тем более что композиции из цветов и растений в православном храме, в составлении которых сохраняются традиции святоотеческого наследия, – это не земная красота плоти, но преображённая духоносной символикой христианского искусства, как и растительная природа на иконах. Только флористика на языке православного искусства говорит о преображении своими формами и средствами.
Произведения божественной красоты – цветы не могут не вдохновлять художников для воплощения их совершенных форм в храмовой архитектуре: живописный орнамент, резьба по дереву и камню, литьё, витражи, но “копирование-сотворение” цветов “неживых”– мёртвых для создания якобы “точных” копий живых букетов в вазах и составления композиций в храме, противоречит его назначению.
Растительная орнаментика в православном храме – это отдельная тема, в которой много символики и глубины духовного смысла. Флористу, работающему в храме необходимы познания и в этой области, равно как и тема флористических образов в иконографии, так каксущность православной богослужебной музыки богословы раскрывают с помощью сравнения древнего церковного пения с древней православной иконой, а значит иконография является основой и для построения теории православной флористики.
А что касается украшения живыми цветами святынь Иерусалима, то есть фотографии и даже традиций в этой области достаточно много.
Какова нива, таковы и семена; каковы цветы, таковы и краски; каков делатель, таково и дело.
3 Езд. 9: 17

Красота растения существует не для него, а развёртывается для другого – созерцающего и видящего его ока.
Е. Трубецкой
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#97)
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 14.02.2011, 17:03

  • Плащаница Спасителя с лепестками роз. Чин погребения.
  • Горненский монастырь. Дорожка для встречи иконы Божией Матери «Благовещение».
  • Горненский. Цветочный ковёр.
  • День Марии Магдалины в Гефсиманской обители.
  • Троицкий собор Русской Духовной миссии.
  • Кана. Греческая церковь.
  • Троицкий собор Рсской Духовной миссии. Престольный праздник 2010. Коленопреклоненные молитвы.
  • Троицкий собор. Троица, 2006.
  • Назарет. Базилика Благовещения. Грот и алтарь Благовещения.
  • Плащаница Божией Матери под сенью.
Миниатюры
www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов  

www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов  
Изображения
 
   
Ответить с цитированием
Старый
  (#98)
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 14.02.2011, 17:05

  • Иерусалимский патриарх Феофил освящает святые воды Иордана.
  • Праздник Успения в пещерной Гефсимании. 1998.
  • Место захоронения Иоанна Крестителя на Елеонской горе.
  • Вифлеем. Распятие в храме Рождества Христова. На втором плане украшение Плащаницы.
  • Рака со св. мощами преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны.
  • Пещера Гроба Господня.
  • Горненский монастырь.
  • Монастырь свт Спиридона Тримифундского.
  • Монастырь свт Спиридона Тримифундского.
  • Литургия в Спасо-Вознесенском монастыре на Елеоне.
Миниатюры
www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов  

www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов   www.floristic.ru - Флористика. техническая сторона оформления храмов  

   
Ответить с цитированием
Старый
  (#99)
Активный участник
активный участник
NoNa Очень хорошая репутацияNoNa Очень хорошая репутацияNoNa Очень хорошая репутация
 
Аватар для NoNa
 
Добавить в друзья

Сообщений: 1,877
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 6 раз(а) в 6 сообщениях
Регистрация: 11.03.2008
Адрес: С.-Петербург
Возраст: 55
Рейтинг: 193
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 14.02.2011, 17:05

Спасибо, что развиваете тему, фотографии все интереснее! А как вас зовут?
 Отправить сообщение для NoNa с помощью ICQ  
Ответить с цитированием
Старый
  (#100)
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 14.02.2011, 17:10

Ещё в первой половине XVIII в. в субботу шестой недели Великого поста люди сходились на Красной площади, чтобы полюбоваться царской вербой, которая представляла собой целое дерево («Пасхальное дерево»), украшенное искусственными цветами и плодами. Изготовлением разукрашенных веток занимались искусные государевы мастера, а также монахини Вознесенского монастыря, продававшие «ручные вербы» и «деланные цветы». «Изукрашенные вербы», которые делали монахини Вознесенского монастыря, особенно славились в Москве. Это были букетики вербы, украшенные декоративными цветочными гирляндами, плодами и фигурками, изготовленными из воска. С такими букетиками москвичи праздновали Вербное воскресение, и поход в Вознесенский монастырь за вербой был настоящим праздником для детей. Традиция восковой вербы продержалась целое столетие и пережила нашествие Наполеона. С середины XIX в. торговля стала проходить уже с участием московских цветочниц, торгующих живыми цветами. Их палатки выстраивались вдоль кремлёвской стены. На многие десятилетия эта русская традиция была нарушена. О её возобновлении свидетельствует проведение «Вербной недели» – выставки-ярмарки, которая имеет более высокий статус, чем её предшественник – «Вербный базар», и представляют на ней свои изделия церковные мастерские, издательства, монастырские и крестьянские хозяйства.
Дорогая Лариса, а с историями бабушек надо быть осторожными, так как это не всегда традиции Церкви!
   
Ответить с цитированием
 
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Национальные традиции оформления храмов (тема для представителей всех религий) Арсений Храмовая флористика 75 18.01.2017 15:08
Москва Ищу подработку. Оформления Anutkin Флористы ищут работу (резюме) 0 08.01.2017 00:20


Soundbox - best music videos



© 2004 - 2024
Сообщество профессионалов и любителей флористики Floristic.Ru