|
|
|
|
Храмовая флористика Традиции флористического оформления храмов |
Понравилась тема? Поддержите ее в социальных сетях! |
|
LinkBack | Опции темы | Опции просмотра |
(#241)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 138
|
Re: Храмовая флористика -
13.02.2011, 02:44
Для Ларисы.
Начало XX в. характеризует разделение цветоводства: на открытом воздухе, которое в России называли воздушным; оранжерейное или тепличное; комнатное (в жилых помещениях), а также специализация выращивания только роз, сирени, гвоздик, анютиных глазок. Особенно распространено было комнатное садоводство – «хоромные» сады, которые называли тогда «красными», то есть красивыми. Обустройство садов во дворцах поручалось художникам. В это время за границей было бы тщетно искать такого обилия зелени в жилых помещениях и такого удачного выбора и разнообразия комнатной флоры как в России: «Цветы – вот поистине русская роскошь! Дома полны ими… они живут здесь как в теплице. Да и действительно все эти русские квартиры – это теплицы». (Т. Готье). В XIX – нач. XX вв. в больших городах России торговали резаными цветами в виде букетов, венков и выгнанными цветущими экземплярами. Особенно любимы были душистые цветы. Весьма высокой степени развития достигла выгонка цветов (ряд агротехнических приёмов, позволяющих “заставить” расцвести в несезонное время, например, зимой или ранней весной: розы, сирень, гвоздики, тюльпаны, гиацинты), но сами растения для выгонки выписывались из-за границы. Особенно много ввозилось роз, ландышей, гиацинтов, азалий, сирени, гвоздик, душистых фиалок, цикламенов, камелий, резеды, петунии. Однако, несмотря на высшую степень развития выгонки в России, резка выгнанных цветов на букеты и венки практиковалась только в незначительной степени, а главным образом производилась продажа выгнанных экземпляров целиком. Преобладающая масса резаных цветов получалась из-за границы (Южная Франция, Северная Италия). Особенно много требовалось резаных цветов роз, ландышей, гиацинтов, гвоздик, камелий, садовых анемонов, нарциссов, цикламенов, резеды, душистых фиалок, хризантем и других. Стали популярными орхидные. После октябрьского переворота искусство аранжировки букетов практически прекратило своё существование в советскойРоссии. |
|
(#242)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 245
Сказал(а) спасибо: 512
Поблагодарили 335 раз(а) в 50 сообщениях
Регистрация: 04.02.2011
Возраст: 71
Рейтинг: 331
|
Re: Храмовая флористика -
13.02.2011, 12:50
Малова О Д спасибо что вы нас просвещаете я живу в Подмосковье украшаю храм Архангела Михаила . Зимой есть время почитать литературу с весны его просто нет . Люблю сад у мнея 30 соток много цветов которые помогают при украшении . В прошлом году начели делать сад у храма . Храм у нас не большой сельский ещё не полностью востановился . Батюшка очень хороший всё одобряет .Посадочного материала много так что делюсь с храмом ещё вожу в монастырь.
|
|
(#243)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 138
|
Re: Храмовая флористика -
13.02.2011, 13:49
Тема монастырских садов и растительный мир вокруг храма - тема особая, как с исторической, так и с духовной, душеспасительной стороны. Растения вокруг храма кроме их эстетической ценности имеют, в первую очередь, символическое значение. Это уже тема символики растений в Священном Писании, история христианской флоросимволики, монастырских садов, которая неразделима с церковной флористикой. Храмовая флористика - часть церковной, так как в православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, Крестные ходы, богослужение на открытом воздухе, встреча иерархов, украшение входа в храм, ковры и дорожки и др. Если украшаете небольшой сельский храм, то надо помнить, что стиль цветочного декора монументального каменного соборного храма отличается от стиля цветочного украшения небольшой деревянной церкви. Флорист просто обязан до начала составления эскизов своих композиций изучить архитектурные особенности конкретно украшаемого храма. Поэтому, если Вы занимаетесь цветоводством, то должны знать символику не только видов растений, то и планировать при посадке необходимую цветовую гамму, которая будет доминирующей при украшении праздников весенне-летнего и осеннего церковного календаря.
|
|
(#244)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 245
Сказал(а) спасибо: 512
Поблагодарили 335 раз(а) в 50 сообщениях
Регистрация: 04.02.2011
Возраст: 71
Рейтинг: 331
|
Re: Храмовая флористика -
13.02.2011, 15:11
Малова О Д спасибо что ответили я согласна со всем что вы пишете .Монастырь особенно если он в глубинке, ещё себя и кормит и им важен ещё и огород .Извините просто хочется о них рассказать .Монастырь мужской ещё не до конца восстановился но у них хороший фруктовый сад даже растёт виноград. Хороший огород ,своё подсобное хозяйство.Они выделяют место под цветы, но очень мало и рады сейчас любому цветку .Конечно со временем они займутся и планировкой и многие цветы их не устроят но там есть место куда их пересадить территория не маленькая.А климот суровее Тверская обл но места красивые .Извините что не по теме отнимаю ваше время.Ещё раз спасибо
|
|
(#245)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 138
|
Re: Храмовая флористика -
13.02.2011, 15:20
Монастырские сады находились всегда внутри монастырской ограды и изображали земной рай, в котором всё должно быть прекрасно для глаза, слуха и обоняния. Райскими деревьями считали виноградную лозу и яблоню, но в разное время порода «райского древа познания добра и зла» понималась по-разному. Патриаршии, архиерейские и монастырские сады издавна называли «Духовными садами», «Раями», «Виноградами обительными» и считалось, что сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление.
Сад всегда был символом жизни, воспоминанием о потерянном Рае До XIV в. украшение цветами и само разведение цветов было связано с монастырями и служило только для интерьеров церквей, поэтому в средние века декоративным садоводством занимались преимущественно в монастырских садах, которые имели не только хозяйственное, но и созерцательное значение. В России вплоть до XVI в. более или менее правильно заложенные сады существовали только при монастырях. Монастырь – это Преображенный Град и созерцание его райского сада – своего рода молитва – должно претворяться в радость и покой. Монастырские сады – это образ Рая и Пресвятой Богородицы – Одушевлённого Рая, посреди себя имеющего Древо Жизни – Господа Иисуса Христа – вертоградаря [1] Небесного сада (Ин. 20: 15). [1] Вертоградарь – садовник, виноградарь, сторож сада. |
|
(#246)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 245
Сказал(а) спасибо: 512
Поблагодарили 335 раз(а) в 50 сообщениях
Регистрация: 04.02.2011
Возраст: 71
Рейтинг: 331
|
Re: Храмовая флористика -
13.02.2011, 15:38
Ещё раз спасибо очень много надо читать , но время ограничено живём в своем доме с детьми и внуками у меня их трое маленькому 4 надо помогать .
Опять не по теме.Трудно гнаться за молодыми , но нужно |
|
(#247)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 177
Сказал(а) спасибо: 549
Поблагодарили 304 раз(а) в 42 сообщениях
Регистрация: 16.01.2009
Адрес: Россия
Рейтинг: 282
|
Re: Храмовая флористика -
14.02.2011, 00:27
Малова О.Д., спасибо постараюсь найти и прочесть.
На третей и пятой фотографии гирлянды в нашем храме. Вот держу в руках книгу И.С. Шмелева и пытаюсь найти что-либо о цветах в церковных праздниках. Рассказ "Вербное Воскресение" - и вот проскакивает, как старушку одарили обласкали"Сестрицы ей подарили свою работу веночек на образа, из пышных бумажных розанов". Пасха -"Прошла "Верба".Вороха роз пасхальных,на иконы и куличи, лежат под бумагой в зале"( Может и настоящие, но сомневаюсь, что настоящие лежат накануне без воды.)"." На образах веночки из розочек","Плащеница увита розами". "Троицын день"-"В коричневом кулаке его цветочки, самые полевые, которые он набрал на Воробьевке.""Ясмотрю на отца ,он рядом. На белом пиджаке у него прицеплен букетик ландышей, в руке пионы."" Березка у кивота едва видна,ветки ее поникли. И надо мной березка, шуршит листочками." Это все как раз начало 20 вв. у зажиточных горожан Москвы. Из книги Шмелева я предполагаю ,что украшали все же чаще искусственными. Цветами из оранжерей могли позволить себе лишь царские особы и дворяне, некоторые монастыри. Я не думаю, что оранжереи были в каждом доме и количества этих цветов хватало на огромные гирлянды. Мы ведь знаем какое количество цветов уходит на оформление. На Троицу, Преображение, Успение, позднюю Пасху найти цветы было намного легче,и то - если климат позволяет. А остальное время и другие века? Климат и только он определяет культурное развитие этноса - это мнение Николая Гумилева ,и я с ним полностью согласна. Человек всегда приспосабливался под природно-климатические особенности своего региона и развивал культуру ,отталкиваясь от этого. Вот и цветами украшали там, где они были. В Израиле я не была , но судя по фото, которые я видела, цветов нет в храме. Климат там жаркий , вода на вес золота. И в быту предпочтение отдается искусственным цветам. В Греции я видела в основном вышитые медальоны. Конечно искусственный цветок не заменит Божьего, но он говорит о том, что человек увидел настоящий и сделал похожий, как напоминание о Божьем. И мне кажется, что долгие годы искусственными украшали иконы и в храме, и дома. У кого из нас не было икон с искусственными цветами. Старенькие бабушкины оклады из фольги и выцвевших цветочков. И делали, их как мне говорила бабушка - монашки. Ходили по деревням , забирали в монастырь иконы , потом приносили обратно. Таким способом зарабатывали на жизнь. У кого была возможность делали иконы в окладах с драгоценным металлом, камнями. Еще икону украшали рушниками вышитыми цветами и узорами, как напоминание о летней красоте, которая быстро не задерживалась в наших широтах. А роспись в храме -это тоже , как правило замысловатые цветочные узоры. Кстати, я однажды видела, как художник неодобрительно качал головой ,когда мы украшали цветами храм. Художники не понимают зачем еще цветы ,если они и так уже украсили храм росписью, резьбой, архитектурой. Поэтому и наша задача украшать, но в гармонии со всяким трудом человеческим, учитывать все . Я также как и многие собираю информацию об украшении храмов цветами, эти поиски и привели меня на этот форум. И я выкладывала фото, что бы развить эту тему и показать труд моих сестер. Информация крайне скудная, и есть она у двух, трех авторов. И как правило однообразна и размытая, все больше о сакральном и мистическом смысле цветов. А мне кажется , что православие о любви. И если говорят о каноническом украшении, где он канон ? А все каноны утверждаются архиереями. Отцами Церкви. Кто видел этот документ ? Тогда остаются только предания и традиции, связанные с климатическо-географическим положением. Возмем праздник Вход Господень в Иерусалим. Мы встречаем вербою, а большинство пальмой, но кто-то веткой, а кто-то крестиком из пальмы. А может кто-то баобабом, потому, как ничего другого больше нет. Так канон есть или он у всех разный? И думаю, история украшения цветами в храме только пишется. Она только формируется последние десятилетия, в связи с развитием флористики и флористического бизнеса, открытостью границ и огромного желания выразить любыми средствами свою любовь Богу. А мы свидетели и его участники. Так давайте все вместе, если нас уже Господь свел ,собирать эту историю, собирать истории бабушек, фото, тогда и будет истина. |
|
(#248)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 138
|
Re: Храмовая флористика -
14.02.2011, 16:56
Нельзя, однако, обойти вниманием и воспоминания Сергия Нилуса, который описывает престольный праздник 22 октября (ст. ст.) чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Оптиной пустыне: «На аналое, в венке из искусственных ландышей и незабудок уже возложена наша коренная оптинская святыня, чудотворная икона праздника». Украшение искусственными цветами, в данном случае, можно объяснить отсутствием живых цветов в это время в открытом грунте, а не традициями Православной Церкви. Живые цветы – это «голос Божий, так ясно звучащий в красоте материальных форм природы», а«благоухание цветов – это фимиам Богу», «живые цветы – кадильницы» (Свт. Лука Крымский), чего нельзя сказать о цветах, произведённых из бумаги, ткани, пластмассы и других материалов. В XIX- нач. XX вв., безусловно, играла роль сезонность, а разве в XXI в. эта художественно-композиционная особенность такого жанра как флористика не существует? Живые цветы в храме – это всегда проповедь для человека: «Сегодня цветёт телесно, утучнен от наслаждений, сообразно с цветущим возрастом имеет свежую доброцветность, бодр, развязен, неудержим в стремлении; а наутро он же самый жалок или, увянув от времени, или ослабев от болезни … В растениях найдёшь признаки, похожие на человеческую юность и старость» (Свт. Василий Великий).
Поскольку церковная обрядность строго узаконена, канонизирована церковными постановлениями и освящена традицией, то и всё, что связано с этой обрядовой стороной и без чего она не может существовать, должно быть канонично, традиционно, консервативно. Отец Павел Флоренский называет канон «оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие дарования» [276. С.62]. (Канон – свод положений, носящих догматический характер. Церковный канон – правила в области догматики, культа, организации Церкви, возведённые в закон. Для художников это правила, следующие из заповедей Иисуса Христа и поучений его апостолов; постановления Вселенских и местно-русских соборов об устройстве церковной жизни; каталог книг Священного Писания и богослужебных книг; иконография). У каждого из нас есть, конечно, свои привычки и свой вкус, а у профессиональных флористов свой стиль или новаторские приёмы. Однако в храме мы должны их правильно использовать или уметь преодолевать – жертвовать ими. Да и назначение храма совсем не в том, чтобы удовлетворять привычкам и вкусам тех или иных лиц, а в том, чтобы направлять всех на спасительный путь Церкви, поэтому произвольный полёт фантазии флориста, не основанный на церковных канонах, недопустим. «На II Никейском соборе, – писал Н.В. Лосский, – иконы являли собой лишь видимую часть айсберга. Нетрудно прочесть между строк: имеются в виду все виды искусства, задействованные в богослужении: архитектура и искусство интерьера… любой вид искусства, используемый в рамках богослужения, должен сообразовываться с Евангелием, должен содействовать возвещению этой Благой вести. Следовательно, всякая форма искусства во время богослужения участвует в проповеди». «У одного крохотного Божия цветочка благодати больше, чем у целой охапки искусственных бумажных цветов. Они отличаются друг от друга так же, как дух отличается от духóв», – отвечает старец Паисий Святогорец приверженцам искусственных цветов в православном храме, несмотря на то, что украшение икон веночками из искусственных цветов являлось нередкой формой жертвенности в Церкви. Но можно ли считать это жертвой? Ведь это не «красота форм, созидаемая духом» (так называет живые цветы святитель Лука Крымский), поэтому именно срезанный цветок, является действительной жертвой Богу, (выращенный он или приобретённый), принесённой в храм, и доступной сегодня круглый год. Тем более что композиции из цветов и растений в православном храме, в составлении которых сохраняются традиции святоотеческого наследия, – это не земная красота плоти, но преображённая духоносной символикой христианского искусства, как и растительная природа на иконах. Только флористика на языке православного искусства говорит о преображении своими формами и средствами. Произведения божественной красоты – цветы не могут не вдохновлять художников для воплощения их совершенных форм в храмовой архитектуре: живописный орнамент, резьба по дереву и камню, литьё, витражи, но “копирование-сотворение” цветов “неживых”– мёртвых для создания якобы “точных” копий живых букетов в вазах и составления композиций в храме, противоречит его назначению. Растительная орнаментика в православном храме – это отдельная тема, в которой много символики и глубины духовного смысла. Флористу, работающему в храме необходимы познания и в этой области, равно как и тема флористических образов в иконографии, так каксущность православной богослужебной музыки богословы раскрывают с помощью сравнения древнего церковного пения с древней православной иконой, а значит иконография является основой и для построения теории православной флористики. А что касается украшения живыми цветами святынь Иерусалима, то есть фотографии и даже традиций в этой области достаточно много. Какова нива, таковы и семена; каковы цветы, таковы и краски; каков делатель, таково и дело. 3 Езд. 9: 17 Красота растения существует не для него, а развёртывается для другого – созерцающего и видящего его ока. Е. Трубецкой |
|
(#249)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 138
|
Re: Храмовая флористика -
14.02.2011, 17:03
|
|
(#250)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 138
|
Re: Храмовая флористика -
14.02.2011, 17:05
|
|
(#251)
|
|
Активный участник
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 1,877
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 6 раз(а) в 6 сообщениях
Регистрация: 11.03.2008
Адрес: С.-Петербург
Возраст: 55
Рейтинг: 192
|
Re: Храмовая флористика -
14.02.2011, 17:05
Спасибо, что развиваете тему, фотографии все интереснее! А как вас зовут?
|
(#252)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 138
|
Re: Храмовая флористика -
14.02.2011, 17:10
Ещё в первой половине XVIII в. в субботу шестой недели Великого поста люди сходились на Красной площади, чтобы полюбоваться царской вербой, которая представляла собой целое дерево («Пасхальное дерево»), украшенное искусственными цветами и плодами. Изготовлением разукрашенных веток занимались искусные государевы мастера, а также монахини Вознесенского монастыря, продававшие «ручные вербы» и «деланные цветы». «Изукрашенные вербы», которые делали монахини Вознесенского монастыря, особенно славились в Москве. Это были букетики вербы, украшенные декоративными цветочными гирляндами, плодами и фигурками, изготовленными из воска. С такими букетиками москвичи праздновали Вербное воскресение, и поход в Вознесенский монастырь за вербой был настоящим праздником для детей. Традиция восковой вербы продержалась целое столетие и пережила нашествие Наполеона. С середины XIX в. торговля стала проходить уже с участием московских цветочниц, торгующих живыми цветами. Их палатки выстраивались вдоль кремлёвской стены. На многие десятилетия эта русская традиция была нарушена. О её возобновлении свидетельствует проведение «Вербной недели» – выставки-ярмарки, которая имеет более высокий статус, чем её предшественник – «Вербный базар», и представляют на ней свои изделия церковные мастерские, издательства, монастырские и крестьянские хозяйства.
Дорогая Лариса, а с историями бабушек надо быть осторожными, так как это не всегда традиции Церкви! |
|
(#253)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 138
|
Re: Храмовая флористика -
14.02.2011, 17:14
Ольга Дмитриевна Малова.
|
|
(#254)
|
|
Активный участник
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 1,877
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 6 раз(а) в 6 сообщениях
Регистрация: 11.03.2008
Адрес: С.-Петербург
Возраст: 55
Рейтинг: 192
|
Re: Храмовая флористика -
14.02.2011, 17:24
Спасибо, будем знать!
(меня Нонна) |
(#255)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 36
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 12.02.2011
Возраст: 58
Рейтинг: 126
|
Re: Храмовая флористика -
14.02.2011, 22:47
Всех с праздником Сретения Господня!Уважаемая Ольга Дмитриевна,подскажите,пожалуйста,что я сделала не так:я сделала каркас с гвоздиками,обтянула пленкой,собрала композицию(батюшке и прихожанам всем понравилось-попозже пришлю фото),но с аналоя .где стоит икона с композицией капает целый день вода?!Может я слишком сильно намочила оазис?он был в воде целую ночь?или это оттого,что аналой под наклоном?Простите.....
|
|
(#256)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 177
Сказал(а) спасибо: 549
Поблагодарили 304 раз(а) в 42 сообщениях
Регистрация: 16.01.2009
Адрес: Россия
Рейтинг: 282
|
Re: Храмовая флористика -
14.02.2011, 23:33
Ольга Дмитриевна, приятно познакомиться. С праздником Сретения Господня! Продолжаю диалог. Ни один искусственный цветок не сравнится по красоте и совершенству с живым. И сегодня было бы глупо украшать храмы искусственными, при таком изобилии живых. И Слава Богу, что пришли такие времена, что мы можем себе это позволить. Но так было не всегда и могут прийти лихие годы. Что будем делать? Отступать от канонов, традиций?
Прекрасные фото. Оформления 21 века. Все цитаты на которые ссылаетесь, это 19 - 20в. А что было в 3, 5,8, 9,10,11 в.в. и т.д. Я об этом. Я и о том, что для совершения литургии это не главное. Она произойдет даже если не будет ни одного цветка. Поэтому мне не понятно, когда приводите слова кого-либо, то они обычно категорично отрицают искусственные цветы? А история и фотографии показывают, что они допускаются в оформлении, как часть общего храмового искусства, как проявление человеческой любви. Вот сегодня набрала в поисковике "Праздничное убранство храмов" и получила результат. Пасхальное убранство Греческого храма (http://www.hram-sdr.ru/index.php?module=pages&id=225), плащаница вообще не украшена. Иерусалим - искусственные цветы (http://evplanov.narod.ru/Israel/new_page_2.htm) вот наконец появилась информация историческая (http://spas-monastery.by/history/the...euphrosyne.php) - Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь монастырь 1910 год. Гирлянды из трав, цветов мало, но есть, так как это 2 июня, цветы уже расцвели. И современное убранство этого же монастыря спустя 100 лет, на улице допускают искусственные цветы. Поэтому, я думаю, украшение храмов цветами начало формироваться в начале 20 в.. В годы Советской власти совсем прекратилось - как Вы и пишете, а сейчас формируется заново, но оглядывается на католическую традицию. У Вас тоже была бабушка и если у Вас были с ней добрые отношения, то наверняка она делилась с Вами своими воспоминаниями и Вы ей доверяли. |
|
(#257)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 177
Сказал(а) спасибо: 549
Поблагодарили 304 раз(а) в 42 сообщениях
Регистрация: 16.01.2009
Адрес: Россия
Рейтинг: 282
|
Re: Храмовая флористика -
15.02.2011, 02:16
«На аналое, в венке из искусственных ландышей и незабудок уже возложена наша коренная оптинская святыня, чудотворная икона праздника». С.Нилус. Цитирую ваше сообщение.
Вы пишете : "Украшение искусственными цветами, в данном случае, можно объяснить отсутствием живых цветов в это время в открытом грунте, а не традициями Православной Церкви." Я говорю, что украшать храм цветами - традиция, но живыми или искусственными не имеет строгого канонического значения, потому как это по сути является лишь проявлением любви и возможностями человека выразить эту любовь. Если оптинские старцы и монахи допускали украшение праздника искусственными цветами, то можно ли их после этого назвать бездуховными, как вы называете сыпля ссылками людей поставившими неживой цветок к иконе. И если мы вернемся к моему первому вопросу, то я спрашивала, а чем украшали в зимне-весенний период, если ничего не было? Вот в нашем диалоге мы и пришли к одному ответу. Что будет у человека в этот момент. |
|
(#258)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 138
|
Re: Храмовая флористика -
15.02.2011, 14:53
Благоговейное украшение святынь не подразумевает только цветы. В Церкви есть оклады, драпировки, ризы, платы, индитии и т.д., причём с преобладанием растительного орнамента. Но в «Богослужебных указаниях» уставные определения говорят о живых цветах.Именно живые цветы являются знаками проявления воли Божией в житиях святых, истории храмов и монастырей. Достаточно вспомнить распускающиеся лилии на засохших стеблях в храме на греческом острове Кефалония.
Искусственные цветы имели место, но преобладали в Западной Церкви, поэтому подобным образом используют искусственные цветы в православных храмах на Украине и в Белоруссии. Греческая Церковь новостильная, есть ещё католические традиции, причём с богатой флоросимволикой. Мы же говорим о православном богословии. Митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников) в своей работе «Из истории Новгородской иконографии» объясняет принципиальное различие между человеческим творчеством, тяготеющим к поэтическому мистицизму, и творчеством православным, Богочеловеческим. Мадонны художников Возрождения отображают душевный подвиг и красоту земного образа матери, а не образа Пресвятой Богородицы. Поэтому так важно всегда и во всех областях церковной жизни помнить об особом характере Церкви, в частности в области искусства, которое так сильно воздействует на человеческую душу. Мы же говорим о православной флористике, как жанре искусства? «Христианское искусство созрело из лучшего, что было в истории культуры человечества, примирив форму его произведения с духовной истиной Евангелия» (Архиепископ Евлогий (Смирнов). И церковная флористика сегодня формируется из лучшего, так, как же можно, пренебрегая растительной символикой Библии, аргументами святых отцов (свт. Василий Великий, свт. Филарет Московский, преп. Варсонофий Оптинский, прав. Иоанн Кронштадский, свт Лука Крымский, преп. Макарий Оптинский и др.) сомневаться в преимуществе Божьего творения над человеческим?! Здесь обычная сравнительная характеристика: с одной стороны творение Божие и Священное Предание, Священное Писание, святоотеческое наследие, а с другой – творение человеческое и мнение мирских женщин, пусть даже имеющее практические свидетельства. Да, в некоторых храмах застилают пол домотканными полвичками, «украшают» искусственными цветами далеко не класса «Люкс», застилают аналои разноцветными женскими платками и т.д., но разве это аргумент в пользу искусства Церкви? Всему своё место и время. Дурновкусие есть не только в миру, но и в храмах, некоторые даже «реставрируют», уничтожая шедевры. И осознавая свою духовную немощь и слабые познания в православном богословии, для начала, надо просто смиряться перед мнением святых отцов, иначе будем вне Церкви, для которой приоритеты всегда очевидны. А, ставя своё мнение во главу угла, не стоит заниматься церковной флористикой. Церковное искусство призвано на своём художественном, символическом языке выражать основную проповедь Церкви Христовой о спасении человека воплотившимся Богом – Словом Господом Иисусом Христом как о величайшем чуде Божием для всего космоса. Поэтому искусство по самой сущности своей должно быть душеполезным: оно не просто показывает, оно научает. Растения (живые) стали вечными свидетелями Божьего устройства мира. Вся земля была украшена растительностью до сотворения солнца, оно по Бытию позднее растительного мира. Необходимая последовательность того, что производит природа: семя, росток, зеленые ветви, цвет, плод – проповедует человеку о его последовательном восхождении по духовной лестнице, облекаясь в светлую ризу красивого цветка, служить Богу и ближнему. Из многочисленных цветов Палестины в Библии как символы, иносказательно лилия, роза и нарцисс, и они являются символом преходящего, так как неизменно расцветают каждый год (да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни. Увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли. Прем. 2: 7, 8) и увядают, являясь тем самым ежегодной проповедью человеку о временном пребывании на земле: Всякая плоть – трава, и вся красота её – как цвет полевой (Ис. 40: 6); Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветёт. Пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его (Пс. 102: 15-16). Вот что об этом пишет святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): «Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было бы в нём красоты форм, созидаемой духом. Мне принесли букет цветов. О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божиих! И вместе с тем, как они прелестны своей малостью, полной кротости, простотой. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие крошки глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на нас свой чудный аромат. Ну, разве не очевидно, что это немая проповедь душевной чистоты? Надо иметь очень грубое сердце, чтобы не слышать этого голоса Божия, так ясно звучащего в красоте материальных форм природы». Цель и значение красоты именно живых растений надо видеть в глубоком духовном воздействии на человека, которое производят на нас овеянные божественной красотой простейшие формы растительного мира и полные силы и величия грандиозные пейзажи. Живые цветы – кадильницы, это фимиам Богу, они – свидетели Божьего устройства мира и совершенная красота, проповедь, символ смиренного послушания Создателю и жертвенности, а присутствие искусственных цветов (даже, если они “класса Люкс”) в православном – живом храме бессмысленно и противоречиво, так как не научает вере, не является носителем божественного, их “красота”нередко вызывает сомнение, ибо творение рук человеческих, а цветовая гамма и химический состав красителей, которые используют при изготовлении этих имитаций, в большинстве своём не являются природными, и даже специалисты считают, что эти «неприродные» краски отрицательно воздействуют на психику человека, особенно на детскую. Является недопустимым использование подобных красок, например, в книжных иллюстрациях для детей. Поэтому, учитывая, в том числе и «природную основу» храмового колорита, Н.М. Тарабукин в своей книге «Смысл иконы» называет “мишурой” «массу искусственных цветов, сделанных из папиросной бумаги, украшающих собою Царские врата, Распятие». Православная флористика в своём творчестве, восстанавливая полноту взаимоотношений человека и растительной природы, является богословием, раскрывающим в ней сущность Божию, но только обретшую визуальную, вещественную форму, свидетельствуя нам о величии, могуществе, красоте и совершенстве нашего Творца, а так же гармонии созданного Им мира и человека как венца творения и образа Божия. И возможно, именно в XXI в. к христианскому искусству по праву будет отнесена и православная флористика с её символикой, как характерная особенность православного богослужения современности, отмеченная историками Церкви, так как «в отношении к духовному миру Церковь, всегда живая и творческая, вовсе не ищет защиты старых форм как таковых и не противопоставляет их новым как таковым. Церковное понимание искусства и было, и есть, и будет одно – реализм. Это значит: Церковь, “столп и утверждение Истины”, требует только одного – истины. В старых ли или в новых формах истины – Церковь о том не спрашивает, но всегда требует удостоверения, истинно ли нечто, и если это удостоверение дано, благословляет и вкладывает в свою сокровищницу истины, а если не дано отвергает» (о. Павел Флоренский). В истории иконописи есть много страниц, когда некоторые сюжеты, имеющие место в ранние века, отвергались и запрещались в последующие времена, поэтому, возможно, и искусственные цветы не будут иметь место в православных храмах, если на то будет благословение Церкви. А что касается моей бабушки (дедушка мой был протоиереем), то она всегда была примером изысканной красоты и вкуса, но главное, примером терпения и смирения, пройдя через все унижения и репрессии в XX в. Но, не всегда бабушки в Церкви трактуют православные традиции верно, к осторожности призывают и священнослужители. |
|
(#259)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 138
|
Re: Храмовая флористика -
15.02.2011, 15:05
|
|
(#260)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 138
|
Re: Храмовая флористика -
15.02.2011, 15:06
фотографии
|
|
Метки |
украшение церкви, храмовая флористика, цветы в храме |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Траурная флористика | Onega | Событийная флористика | 967 | 10.09.2019 21:02 |
Свадебная флористика. | Admin | Свадебная флористика | 9285 | 30.06.2019 20:44 |
Флористика в фототворчестве | terra86 | Гуманитарные основы флористики | 336 | 11.03.2014 00:54 |
Флористика в Калифорнии | Светик-Семицветик | Мировая флористика | 133 | 08.04.2013 16:54 |
Финская флористика | Tanja | Мировая флористика | 23 | 20.09.2011 12:58 |