|
|
|
|
Храмовая флористика Традиции флористического оформления храмов |
Понравилась тема? Поддержите ее в социальных сетях! |
|
LinkBack | Опции темы | Опции просмотра |
(#181)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 147
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 30.09.2009
Адрес: Москва
Рейтинг: 142
|
Re: Храмовая флористика -
27.12.2010, 23:51
Пушкин Александр Сергеевич |
(#182)
|
|
Я - Флорист
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 2,398
Сказал(а) спасибо: 152
Поблагодарили 357 раз(а) в 37 сообщениях
Регистрация: 12.05.2008
Адрес: город москва
Возраст: 56
Рейтинг: 699
|
Re: Храмовая флористика -
28.12.2010, 00:59
|
|
(#183)
|
||
складированный
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 465
Сказал(а) спасибо: 4
Поблагодарили 3 раз(а) в 3 сообщениях
Регистрация: 29.03.2010
Адрес: Москва
Возраст: 56
Рейтинг: 207
|
Re: Храмовая флористика -
28.12.2010, 03:18
[QUOTE=lapa;79343]
Цитата:
|
|
|
(#184)
|
|
Я - Флорист
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 2,398
Сказал(а) спасибо: 152
Поблагодарили 357 раз(а) в 37 сообщениях
Регистрация: 12.05.2008
Адрес: город москва
Возраст: 56
Рейтинг: 699
|
Re: Храмовая флористика -
29.12.2010, 19:45
Ну, что ж, сами напросились)))).
Арсений, на мой взгляд самая большая ошибка ,это не ровные гирлянды и распределение цветов. Может конечно это сфотографированно так, в любом случае расскажу , как это делаем мы. Во первых все цветы надо четко распределить. Их не должно быть слишком много, на каждый метр гирлянды уходит определенное количество цветов. Не на глаз, а именно четкое распределение. Например на 1 метр гирлянды уходит пол пучка салала, 1 пучок папоротника, 3 одноголовых хризантемы, 8 кустовых хризантем, 4 гипсофилы и т. д.А высоту и ширину композиции замеряем с помощью такого приспособления: Берем палочку и проволоку. Делаем из них буковку Т, ровно той длины и высоты, что и сама гирлянда. Палочка на верху, проволока внизу. Палочка -это ширина гирлянды, а проволока ее высота. Вставляем в середину гирлянды самодельный уровень и распределить цветы не выше и не шире разметки. Именно это не хитрое приспособление даст вам возможность делать ровные работы, без провалов , не зависимо от длинны композиции. Тоже самое касается и зелени, она не должна торчать в разные стороны. Вся трава тоже должна быть распределена четко и чинно, подчеркивая саму гирлянду. Не знаю, понятно ли объяснила ))) |
|
(#185)
|
||
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 126
Сказал(а) спасибо: 2
Поблагодарили 192 раз(а) в 18 сообщениях
Регистрация: 20.12.2010
Рейтинг: 287
|
Re: Храмовая флористика -
30.12.2010, 02:53
Цитата:
|
|
|
(#186)
|
||
Я - Флорист
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 2,398
Сказал(а) спасибо: 152
Поблагодарили 357 раз(а) в 37 сообщениях
Регистрация: 12.05.2008
Адрес: город москва
Возраст: 56
Рейтинг: 699
|
Re: Храмовая флористика -
30.12.2010, 08:58
Цитата:
Что касается оазиса, то его ни когда не должно быть видно!!!!! Это закон флористики! Сначала вы его прикрываете зеленью ,а затем уж цветами. Композиция интересней смотрится, когда в ней цветы, пусть даже только белые, но разного размера, формы. В подвесных гирляндах используется сетка рабица и оазис завернутый в пакеты. Вот здесь " на глазок" точно не пройдет. Все надо промерять, иначе получится ерунда.Надеюсь, что вы не обиделись на меня, я очень хочу вам помочь))))). |
|
|
(#187)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 126
Сказал(а) спасибо: 2
Поблагодарили 192 раз(а) в 18 сообщениях
Регистрация: 20.12.2010
Рейтинг: 287
|
Re: Храмовая флористика -
01.01.2011, 21:28
Конечно не обижаюсь. Буду стараться делать ровнее, хотя там на многие фотографии я делал уже после службы, когда гирлянды уже довольно сильно потрепали
|
|
(#188)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
04.01.2011, 20:21
Приветствую всех, кто неравнодушен к церковной флористике! Помощи Божией в творчестве, во всех ваших делах и начинаниях, здоровья душевного и телесного! С большим интересом просматриваю и прочитываю все материалы раздела «Храмовая флористика» и решила показать свои работы, причём, хотя и выборочно, но с первой украшенной иконы в 1997 г., потому что именно это благословение на 900-летие Крещения Мурома и заставило меня собирать материалы о растениях в богословии Православной Церкви и церковном обиходе. Издания с благословения Церкви сегодня пока нет, да и на курсах и в публикациях много суждений, не подкреплённых ни богословием, ни канонами церковного искусства. Очень часто используется символика и традиции католического искусства. Материалы собирала более 10 лет, а последние три года работала над рукописью, которая имеет рецензии-благословения священников, имеющих научные степени в области богословия
Рукопись используется многими обителями на практике, а в 2010 г. и на пробных курсах в женском монастыре, так как год назад я окончила курсы флористики и получила квалификационное свидетельство. Несмотря на то, что мои основные профессии – библиограф и специалист в области издательской деятельности, которые, несомненно, помогли в работе над материалами, флористика настолько вошла в мою жизнь, что занимает всё свободное время. До прошлого года руководствовалась самообразованием и интуицией в создании композиций, в последних работах использовала и знания, полученные на курсах. Но всегда руководствовалась, прежде всего, богослужебными указаниями и канонами христианского искусства, и уже на их основе создавала цветочные композиции. В последнее время украшаю храмы Воскресенского женского монастыря, который возрождается из руин. Конечно, возможности большинства обителей и приходов в приобретении цветов несопоставимы с возможностями некоторых столичных храмов, поэтому необходимо помогать создавать флористические образы небольшим количеством цветочно-растительного материала. Комментарии к представленным фотографиям: 1. 1997. Первая украшенная икона – Крестителей Мурома св. блг кн. Константина и чад его Михаила и Феодора для Крестного хода на праздновании 900-летия Крещения Мурома. Использованы, что называется, «подручные» растительные материалы и за короткое время (2 часа) постарались создать всё-таки не «случайное скопление», а композицию. Церковную флористику тогда ещё не обсуждали, да и слова такого в обиходе не было, как и развитой сети цветочных магазинов. Лиственницу позаимствовали на соседней улице, а розочки купили у местных цветочниц. 2. 2005. Икона праведной Иулиании Лазаревской (Муромской). Это образ, возникший на основе текста акафиста; мати крестоносная, горлица молчаливая, звездо светозарная; основной цвет – зелёный (по цвету облачений священников в этот день); 15 хризантем – день почитания 15 января. Общая форма композиции взята с формы хоругви, также присутствует форма нимба внутри композиции. Для символических форм звезды и креста использован сухоцвет – тысячелистник. Сухоцветы необходимо рассматривать не как конкурентов живым, а как их союзников в композиции. Серый – цвет нейтральный, поэтому его использование в православной флористике имеет очень большое значение по причине ограниченной (каноничной) цветовой гаммы, в том числе и в монохромных украшениях. Серый цвет поможет незаметно, но чётко держать форму композиции, то есть создать абрис внешних и внутренних форм в украшении иконы; организовывать интересные и разнообразные поверхности со сжатием, например, у гирлянд; акцентировать фокусные точки в украшении иконы. Он примиряет плохо сочетающиеся цветы, образует полюса спокойствия, необходим для равновесия, когда используется большое разнообразие растительных форм ярких красок, или для того, чтобы чётко выразить рисунок в орнаментальной технике. 3. 2007. Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Форма восьмиконечной звезды – символ Богородицы: звёзды на мафории (непорочно зачала, непорочно родила и непорочно умерла). Три белых лилии – три года Богоматери (символ чистоты и непорочности Богоматери – апокрифическое Евангелие Псевдо-Матфея, на основании которого построено богослужение праздника, гимнография, произведения христианского искусства и др.; лилия является также символом Спасителя и Его Церкви). 15 гвоздик – 15 ступенек, которые Она преодолела при восхождении во храм по числу 15 псалмов; 7 роз – прообраз Богоматери – семисвечник в ветхозаветном храме. Форма общей композиции – киот чудотворной иконы Божией Матери «Почаевская» (двойное обрамление). Цвет облачений священников в этот день – голубой, и хотя он и присутствует, но не является доминирующим, так как цветовая гамма флористической композиции находится в гармонии с цветовой гаммой украшаемой иконы. Композиция имитирует церковную вышивку. 4, 5. 2008. Плащаница Спасителя. По уставу украшена венком: деревянный каркас, растения укреплены способом приматывания, без оазиса. Композиции на подсвечниках всегда гармоничны в храме. Плащаница украшается только белыми цветами. Лишь бы сердце о земном не пело, Но несло бы Богу все мгновенья, И вокруг него всё было бело От цветов благодаренья. Архиепископ Иоанн (Шаховской) 6. 2008. Успение. Плащаница Божией Матери. Символы: белая лилия и корона. Композиции на подсвечниках с ниспадающими пальмовыми листьями: пальмовый лист вручил Божией Матери Архангел Гавриил, возвестив о Её успении. Пальмовым листам придана форма крыльев ангела. 7. 2008. Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Основной цвет – голубой – 15 гвоздик – 15 ступенек. Форма композиции напоминает лестницу. Венчает композицию криновидный крест. Крина – лилия. Лилиеобразные альстромерии и семь хризантем. 8-10. 2009. Плащаница Спасителя. Использовали основу волнообразной формы для создания сложной поверхности. Фоновая композиция составлена из букетов в вазах на двух уровнях, что традиционно в Церкви – так украшали в кон. XIX- нач. XX вв. 11. 2009. Успение. Плащаница Божией Матери. Фоновая композиция – ковровая на подсвечниках. В венке присутствует голубой – Богородичный цвет. Образ женский: равномерная россыпь из мелких цветов, нежная по цветовой гамме – светлых тонов. 12. 2009. Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Форма предыдущего года. Задача: показать, как на одной основе можно создавать различные композиции в каноничной цветовой гамме. Поверхность организована белыми и подкрашенными гвоздиками.В этом случае (как и на «Рождество Богородицы») лучше не использовать зелёные растения, чтобы не нарушить «каноничность» композиции. 13. 2010. Икона «Рождество Христово». Форма: нимб или вертеп. Образ Младенец – бутон, поэтому в организации поверхности использованы в основном бутоны цветов. Колористика каноничная: основной цвет – белый, дополнительный – жёлтый – цвет Спасителя. Туя и аспарагус, по форме напоминающий хвою, как символы вечнозелёных растений, то есть символ вечной жизни, дарованной нам Иисусом Христом. Используется три цвета по закону ограничения; лилия, как символ Спасителя. 14. 2010. Плащаница Спасителя. Создавался мужской образ по форме и компонентам (ритмичный ряд из белых роз, каллы и др.). Основные символичные церковные цветы: крины – лилии и розы – символ благословений Божиих (с ними изображается на иконах архангел Варахиил – раздаятель Божиих благословений). Пальма– символизирует вечную жизнь, спасение, победу праведника. Под повсеместно упоминаемой в Библии пальмой следует понимать финиковую пальму. 15. 2010. Пасхальная икона в символичном круге-венке с белым крестом (кресчатый нимб на иконах Иисуса Христа).В православной церковной флористике круг является одной из самых важных символических форм, а значит и венок, как украшение, используется практически во всех структурных элементах православного храма. Наиболее близким по семантике к золоту стоит белый цвет. Он также является цветом и светом одновременно. Но в иконописи применяется белый цвет гораздо реже золотого. Белый цвет (он же – свет) – соединение цветов, символизирует непорочность, причастность божественному миру. В Священном Писании этот цвет выражает радость, праздник. Он же символизирует чистоту (Сир. 43: 18-21). В Новом Завете белый цвет становится отличительным знаком святых людей, причастных славе Божией. Изобразить золото средствами флористики не так просто. В природе не произрастают золотые цветы, и флористы имеют возможность использовать в своём творчестве только жёлтые и оранжевые. Поможет раскрыть этот образ весенне-пасхальная светоносно-золотистая «солнечная гармония»: сочетание в композиции жёлтого, оранжевого, красного и красно-коричневого. В теории цвета это сочетание приближено к гармонии соседних красок. В данном случае это четыре цвета цветового круга, находящиеся рядом друг с другом: жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый. 16. 2010. Пасха. Композиции в параллельном стиле на солее по сторонам Царских врат. 17-19. 2010. Успение Пресвятой Богородицы. В 2010 г. задача-образ, которую перед собой поставила, была очень сложная. Во-первых, образ Божией Матери – свеча. Это цветочные колонны-свечи, на которые не хватило цветов (гарь и пепел лета 2010 уничтожили белые цветы в открытом грунте, на которые мы так рассчитывали), а также украшенные венками подсвечники (гипсофила покрашена в серо-серебристый и голубой цвет) и бутоньерки на кронштейнах лампад над иконами. Свеча изображается на Богородичных иконах «Свеча Неугасимая» или «Неугасимая свеча». На иконе «Успение Пресвятой Богородицы» перед одром изображается горящая свеча, о которой упоминает апокриф Иоанна Солунского, на некоторых изводах иконы «Благодатное небо» можно увидеть свечу, как один из символов Богоматери. Как прообразовательный символ изображается свеча и на иконе «Неувядаемый Цвет» (ГТГ). На иконе «Успение Пресвятой Богородицы» изображается одна или несколько свечей, символизирующих молитву ко Господу. По апокрифическому преданию, Мария зажгла свечу перед тем, как узнала от ангела о своей смерти. Свеча в иконе – это символ души Богоматери, светящей миру. Благодаря образу свечи ощущается и быстротечность времени, неумолимо ведущая всё и всех к концу. Свеча – это образ жизни (воск – тело, а пламя – душа). Образ Невесты Неневестной (Радуйся Невесто Неневестная. Акафист Пресвятой Богородице) раскрывают ниспадающие с подсвечников гирлянды из гиацинтов, бутонов лизиантуса, шариков «морозника» и гипсофилы. Подвеска – это облако, которое плыло над одром Божией Матери во время погребения. Под облаком укрепили райскую ветвь – пальмовый лист, который вручил Богородице Архангел Гавриил, Матерь Божия благословила апостолу любви – Иоанну Богослову нести эту «светящуюся райскую ветвь» перед Её одром (эту ветвь несут впереди во время Чина погребения Плащаницы Божией Матери), поэтому ветку гипсофилы покрасила в золотой цвет. Конечно, не всё получилось, как планировала, но большие задачи позволяют развиваться, идти дальше, видеть ошибки и в перспективе качественно улучшать православные аранжировки. 20. 2010. Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Это совсем иное решение в украшении иконы. Праздник в храме престольный, поэтому композиция более монументальная. Образ вхождения Трилетствующей Богородицы в Царствие Небесное. Форма арки гармонична с архитектурными формами данного храма, что также является одной из задач храмовой флористики. Арка – символичная форма в Церкви, её мы видим и на Богородичных иконах.Арка – это и особая форма аранжировки, которая используется современными флористами, как в интерьерах, так и в экстерьерах. Арки, как архитектурный элемент использовали в построении первых христианских храмов. Арку, несущую образы небосвода, радуги, купола, врат Райского сада, Небесного Иерусалима, сакральности, соборности и соединения, можно видеть на многочисленных иконах. Поиск новых форм в использовании лилий, позволил оформить центральную фокусную точку без зелени, а также использовать форму цветка в образе храмовых колоколов, расположив их головками вниз. Гирлянды из эустомы также напоминают колокольчики. Несмотря на то, что в каждой работе вижу недостатки, я не побоялась их представить, так как чем-то: идеей, композиционным решением или технической конструкцией, формой, цветовыми гармониями или символикой они могут послужить поводом для создания композиций в храмах. Очень благодарна буду за критику и сердцем порадуюсь, если этот опыт и сам подход к церковной флористике будет кому-то интересен, а потому и будет развиваться. Возможно, кто-то поддержит меня в том, что именно это направление – создание флористических образов на основе богословия и иконографии, должно быть доминирующим в создании православных композиций. Хотя флористическое оформление храмов в традиционной манере чистой флористики также должно иметь место, так как цветы – это всегда образ Царствия Небесного, духовных плодов, божественной красоты, к тому же они (растения) являются остатками Рая на земле (прав. Иоанн Кронштадский). Но мирное сосуществование этих двух подходов или направлений, а главное их плодотворное образное осмысление, являются лишь ещё одним подтверждением главной формулы всех жанров христианского искусства – «Единство в многообразии». Поздравляю дорогих коллег с Новым годом и наступающим Рождеством и Богоявлением. Храни всех Господь и Матерь Божия. |
|
(#189)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 199
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 23.08.2009
Адрес: Балашиха(м.о.)
Возраст: 68
Рейтинг: 148
|
Re: Храмовая флористика -
04.01.2011, 21:53
БОже мой-как же все гармонично!Других слов нет!Спасибо огромное!
|
|
(#190)
|
|
Активный участник
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 2,200
Сказал(а) спасибо: 305
Поблагодарили 347 раз(а) в 87 сообщениях
Регистрация: 15.12.2009
Адрес: Киев Украина
Возраст: 66
Рейтинг: 653
|
Re: Храмовая флористика -
04.01.2011, 21:57
Малова О.Д., спасибо вам большое. поистине ценнейший материал и описание, с наступающим Рождеством! Очень красивые работы!
|
(#191)
|
|
Активный участник
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 1,897
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 5 раз(а) в 5 сообщениях
Регистрация: 14.01.2010
Адрес: Kiev, Ukraine
Рейтинг: 237
|
Re: Храмовая флористика -
04.01.2011, 22:01
Очень красиво и изящно! Спасибо!!!
|
|
(#192)
|
|
Активный участник
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 1,092
Сказал(а) спасибо: 12
Поблагодарили 20 раз(а) в 10 сообщениях
Регистрация: 14.12.2009
Адрес: Украина
Рейтинг: 254
|
Re: Храмовая флористика -
05.01.2011, 00:04
Малова О.Д. Очень красивые работы.
|
|
(#193)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
05.01.2011, 11:35
Благодарю сердечно, ибо мнение профессионалов всегда очень ценно. Всех вам благ от Младенца-Бога!
|
|
(#194)
|
|
складированный
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 465
Сказал(а) спасибо: 4
Поблагодарили 3 раз(а) в 3 сообщениях
Регистрация: 29.03.2010
Адрес: Москва
Возраст: 56
Рейтинг: 207
|
Re: Храмовая флористика -
06.01.2011, 20:26
Малова О.Д. спасибо большое за познавательный рассказ, очень интерсно, если, есть еще, что-то будем рады увидеть и почитать. Спасибо большое за интересную информацию. Будем ждать. С Рождеством Вас!
|
|
(#195)
|
|
новый участник
Добавить в друзья Сообщений: 48
Сказал(а) спасибо: 9
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 19.01.2009
Адрес: Воронеж
Возраст: 63
Рейтинг: 146
|
Re: Храмовая флористика -
06.01.2011, 22:50
Огромное спасибо Маловой О.Д. за интереснейшую информацию и красивое оформление.
|
|
(#196)
|
||
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 5,531
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 36 раз(а) в 33 сообщениях
Регистрация: 22.06.2007
Рейтинг: 783
|
Re: Храмовая флористика -
06.01.2011, 23:31
Цитата:
Очень красиво! И Вам всех Благ и Здоровья! |
|
|
(#197)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
07.01.2011, 03:21
Что касается ёлок в храме, то правильнее говорить о сосне, могу дать текст из рукописи. Хвойные деревья лучше поставить вегетативно, а, если украсить, то живыми цветами или, как благословляют ангелами, звёздами восьмиконечными, но только не мишурой и ёлочными игрушками. Хотя, в каждом храме всё делается по благословению настоятеля. По пятому каналу идёт богослужение в Казанском соборе, ёлочки украшены живыми цветами.
|
|
(#198)
|
|
Ботан
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 3,964
Сказал(а) спасибо: 5
Поблагодарили 2 раз(а) в 2 сообщениях
Регистрация: 08.11.2009
Адрес: москва
Рейтинг: 236
|
Re: Храмовая флористика -
07.01.2011, 04:22
|
|
(#199)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
07.01.2011, 15:35
Сосна (певг), кипарис, кедр – символы вечной жизни и нетления, по слову Священного Писания составляют славу Ливана. Ветхий Завет упоминает кедр и кипарис в числе райских деревьев (Иез. 31: 8), а для украшения Иерусалимского храма, являвшего Образ Рая, использовались кедр, кипарис и певг. Слава Ливана придёт к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего и Я прославлю подножие ног Моих (Ис. 60: 13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (Третья паремия на Воздвижение). Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром. В Шестодневе Василия Великого, переведённом с греческого на славянский язык, вместо певга значится сосна, и таким образом, здесь разумеется один из видов сосны, то есть известное иглистое и смолистое дерево. Певг – стройное и величественное дерево, и потому-то в приведённой цитате это слово употребляется для образного представления цветущего состояния Церкви: СлаваЛивана придёт к тебе (то есть Иерусалиму), – говорит пророк, – кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих (Ис. 60: 13) – это пророчество о славе храма Христианского в Иерусалиме.
Что касается древа, из какого был сделан крест, то наиболее распространённое мнение, что он был сделан из 3-х дерев: кипариса, певга и кедра. Об этом известно из церковной традиции (песни церковные и молитвы) и древнего текста, написанного на сирийском языке. «Яко кипарис милосердия, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося» (Постная Триодь, среда четвёртой недели, Утреня, Канон Преполовению и Кресту, Песнь 7).«Яко изволил еси распятися на кипарисе, и на певге и кедре, плотию совоздвизаем». (Воскресный канон 2-го гл. Песнь 5). Сосновые деревья (певги) были весьма обыкновенны на горах Ливанских, и в самой Палестине. Известный русский путешественник Муравьёв, бывший на Ливане в 1849 г., пишет, что там, кроме сосен, нельзя найти никакой другой растительности.В конусообразной форме кипариса мусульмане видят эмблему бессмертия, а арабы называют его древом жизни. У древних римлян кипарисное дерево считалось символом смерти, а в древне-христианском искусстве имело противоположное символическое значение, так как древесина кипариса тверда, прочна и долго противостоит гниению, поэтому в живописи первых христиан он является древом бессмертия. Кипарис – древо Рая (Иез 31: 8). В алтаре церкви монастыря Честного Креста Господня в Иерусалиме под престолом существует отверстие, соединяющее храм с подземной пещерой, в которую спускаются с северной стороны алтаря. Здесь росло то дерево, из которого был изготовлен Крест для распятия Иисуса Христа. До XV в. паломники могли видеть позади алтаря монастырской церкви это место, а теперь оно находится внутри капеллы, построенной с северо-восточной стороны храма. Серебряный круг указывает то место, где росло это дерево. Первая базилика была построена в VI в., хотя само место было определено императрицей Еленой в IV в. На фреске при входе в храм изображено дерево с тремя сросшимися стволами, и поливающий его Лот. Фрески на стенах храма также иллюстрируют монастырское предание о Кресте. История Креста, согласно древнему преданию, начинается во времена патриарха Авраама и связана с явлением ему Святой Троицы в образе трёх Ангелов, которые оставили ему три посоха. Авраам передал их своему племяннику – Лоту, сказав, что грех его будет прощён, когда эти палочки прорастут. Поливал их Лот водой из Иордана каждый день и для этого преодолевал путь в 25 км в течение долгого времени (по одним источникам 40 лет, по другим – 33 года). Посохи срослись в один ствол, а ветви были разные. Существует целый цикл легенд древнего происхождения, возникших преимущественно в Палестине. Древо Райское – древо Адамова преслушания, Древо Крестное – Древо послушания, которое оказал Лот Аврааму, и Господь наш Иисус Христос Отцу Небесному. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (двунадесятый праздник) Основной цвет праздника: белый, жёлтый (золотой). Символы: Вифлеемская звезда, вертеп (пещера), Крест с полумесяцем, символизирующий Вифлеемскую люльку; сосна, кедр, кипарис. В этот праздник, как правило, украшается не только праздничная икона на аналое, но храм бывает убран пахучими хвойными ветвями и даже деревьями. Обычай этот служит к выражению духовной радости о рождении Отроча Млада, Превечного Бога, подающего и нам вечную жизнь. Вечнозелёные хвойные деревья являются символом Древа жизни, возращённого нам с Рождением Спасителя, символизируют надежду на вечную жизнь, которую человек обретает, благодаря искупительной жертве Христа. Православная литература в дореволюционных изданиях объясняет это так: «Этот обычай основывается как на словах пророка Исайи о Спасителе: И произойдет отрасль от корня Иессеева, а ветвь произрастет от корня его (Ис. 11: 1), так и на словах церковного песнопения в честь Рождества Христова: «Христе – отрасль от корня Иессеева и цвет он него – произрос Ты от Девы». Мы привыкли к тому, что на Рождество Христово храмы украшаются елями. Но символика в Церкви предлагает нам быть более точными в выборе растений на этот праздник. Из хвойных деревьев правильнее было бы использовать кипарис, кедр и сосну (певг), так как они являются теми деревьями, из которых выросло трисоставное дерево Креста Иисуса Христа, а значит более приближены к символике вечной жизни и бессмертия. Сосна, как отмечено выше, образ цветущего состояния Церкви. Но в Австралии из хвойных растёт пихта, поэтому ей и отдаётся предпочтение, на Кипре наряжают «кипарисовую ёлку». В храмах можно видеть и чисто зеленые деревца, и с убранством, делается это по благословению настоятеля. Декор деревьев неяркий, особенно уместны в украшении ангелы, восьмиконечные звезды, шары, используют и живые цветы. Украшение хвойных деревьев поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная, только во Иисусе Христе – источнике жизни, света и радости – может принести духовные плоды. Если в храме имеются святые образы как композиция отдельных изображений Младенца в яслях, Божией Матери, Праведного Иосифа, а, возможно, пастухов, волхвов и животных, то создаётся украшенная композиция Вифлеемской пещеры, в которой родился Спаситель. В вертепе (пещере) можно украсить и икону праздника, в композицию можно включить рождественскую восьмиконечную звезду и крест с полумесяцем, как символ Вифлеемской люльки. Звезда, которая явилась волхвам и привела их к месту рождения, является и образом необычайного света в пещере, где родился Христос, то есть и этот яркий свет изображается с помощью традиционного образа звезды. Икону праздника на аналое и большую икону Рождества Христова в храме оформляют цветочными композициями, хвойной гирляндой или хвойной сенью (навесом), символизирующим вертеп. Использование бутонов в композиции содержит в себе символический образ Богомладенца – Цветка, процветшего в языческой пустыне, яко крин (лилия). Традиционно в украшении праздничной иконы используют голубую ель, строение иголок на ветках которой, скорее напоминают сосну. Особенно красивы гирлянды из хвойных различных форм и оттенков (в том числе с серебристыми вкраплениями и белым окаймлением), так как очень часто флористы при составлении композиций Рождества Христова воплощают русский образ хвойного леса, “покрытого инеем”. Ветки могут быть еловые, пихтовые, золотистой туи, можжевельника. Гамма цветочного декора зависит и от церковного интерьера. |
|
(#200)
|
|
активный участник
Добавить в друзья Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
|
Re: Храмовая флористика -
12.01.2011, 15:24
Украшение собора Воскресенского женского монастыря г. Мурома Владимирской области по проекту одной из моих слушательниц курсов православной аранжировки – Лукьяновой Елены. Это комплексная (групповая, интерьерная) аранжировка. Включает группировку всех типов и видов, создаёт единый образ, когда украшается максимально пространство храма. Особенно используется на Пасху, Рождество Христово, Святую Троицу, Успение Пресвятой Богородицы, престольные праздники, а также в составлении общих композиций из отдельных элементов в украшении Распятия илиРаки с мощами: гирлянды, бутоньерки, композиции, венки, подвески, символические предметы – сочетание по выбору. Представляю лишь часть эскизов (защита выпускного проекта будет через два месяца), по которым составлялись композиции, возможно, кто-то воспользуется ими в своей интерпретации. На осуществление всего проекта просто не хватило растительного материала. Монастырь только начали отстраивать, и средства весьма ограничены. Вертеп, по благословению игуменьи Елены (Богдан), был изготовлен спонтанно из простой ели (из голубой, конечно, лучше) и из оставшихся цветов. Но, на мой взгляд, эта минималистская композиция довольно гармонична и символична (белый цвет, три звезды, форма киота, лилия). Мало того, этот образ близок к празднику «Собор Пресвятой Богородицы» 8 января, который не менее значим, чем «Рождество Христово», когда Богородица прославляется в Рождестве. Форма композиций на солее рождена, благодаря образу сегмента с лучом (Дух Святой) на иконе «Рождества Христова» (изображается и на других иконах). Просматривая в очередной раз фильм об Иерусалиме, в поиске образов Рождества, я увидела над Царскими вратами храма в Вифлееме звезду, форма которой стала основой для композиции над Царскими вратами. Это первый опыт, конечно, возможно множество и других вариантов. Не могу пока объяснить, почему из семи лучей (даже из четырнадцати), мы привыкли, к тому, что звезда Рождества – восьмиконечная. Для качественного осуществления проекта необходимо иметь в наличии весь предусмотренный растительно-цветочный материал, а у нас всегда проблемы, как качественного, так и количественного характера. В Москве, конечно, проблем меньше. Нам же пришлось делать из того, что есть (розы, например, более крупные, чем было необходимо, нет орхидей и т.д.). Но в чём и состоит глубина христианского искусства, когда в одном изводе (форме) создаётся множество произведений. Впервые получились не совсем удачные фотографии. На всё воля Божия! Помощи Божией и всех благ от Родившегося Богомладенца всем, чьё сердце открыто цветам, а, значит, Богу. Однажды праведный Иоанн Кронштадский, поцеловав цветок, сказал «Целую Десницу, создавшую тебя».
P.S. Ошиблась с папкой: отправила технологию, но решила оставить, может быть кто-то заинтересуется. |
|
Метки |
украшение церкви, храмовая флористика, цветы в храме |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Траурная флористика | Onega | Событийная флористика | 967 | 10.09.2019 21:02 |
Свадебная флористика. | Admin | Свадебная флористика | 9285 | 30.06.2019 20:44 |
Флористика в фототворчестве | terra86 | Гуманитарные основы флористики | 336 | 11.03.2014 00:54 |
Флористика в Калифорнии | Светик-Семицветик | Мировая флористика | 133 | 08.04.2013 16:54 |
Финская флористика | Tanja | Мировая флористика | 23 | 20.09.2011 12:58 |