Флористика: популярный флористический форум

Флористика: популярный флористический форум (http://www.floristic.ru/forum/index.php)
-   Храмовая флористика (http://www.floristic.ru/forum/forumdisplay.php?f=70)
-   -   техническая сторона оформления храмов (http://www.floristic.ru/forum/showthread.php?t=9267)

Малова О.Д. 25.01.2011 14:33

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 5
Это г. Тутаев Ярославской области. Крестный ход с иконой Всемилостивого Спаса. Первые две фотографии 1912 г., а все остальные современные. Крестные ходы в России - это особая флористическая традиция; украшали не только иконы, но и ковчеги или сени для святынь, растительно-цветочные дорожки, по пути следования бросали живые цветы, поэтому Крестный ход В России называли благоуханной дорогой. Например, при перенесении святых мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киево-Печерской лавры в 1910 г. дорогу устилали свежескошенной травой, устраивали растительные арки, а также навесы для богослужения, девицы учебных заведений бросали по пути следования живые цветы.

Onega 25.01.2011 14:54

Re: Храмовая флористика
 
Цитата:

Сообщение от Малова О.Д. (Сообщение 81950)
Это г. Тутаев Ярославской области. Крестный ход с иконой Всемилостивого Спаса. Первые две фотографии 1912 г., а все остальные современные. Крестные ходы в России - это особая флористическая традиция; украшали не только иконы, но и ковчеги или сени для святынь, растительно-цветочные дорожки, по пути следования бросали живые цветы, поэтому Крестный ход В России называли благоуханной дорогой. Например, при перенесении святых мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киево-Печерской лавры в 1910 г. дорогу устилали свежескошенной травой, устраивали растительные арки, а также навесы для богослужения, девицы учебных заведений бросали по пути следования живые цветы.

Spasibo Vam ogromnoe za poleznost informazii! Ne mogli bi Vi prosvyatit v tradizii poxoron ....kakoj poryadok zerkovnij i kakie tipichnie obryadi est ili vozrozhdayutsya snova?

Малова О.Д. 26.01.2011 13:47

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 7
В погребальных молитвословиях содержится церковное учение о Рае, а значит и цветы при погребении имеют особое символическое значение. Погребение совершается в белых облачениях. Плащаница Спасителя в Страстную Пятницу и Плащаница Божией Матери на Успение украшаются белыми цветами. В погребальном обычае на Святой Руси цветы не просто присутствовали, но имели символическое значение: ель-вечная жизнь, любовь и молитвенная память по отношению к усопшим, лавр победа и воскресение, пальма - победа праведников, верба - новая жизнь и воскресение, в XIX в. стали появляться и другие растения, например, подсолнечник, который сливаясь с образом солнца, ассоциируется со Спасителем - "Солнцем правды". Изображение этих растений можно видеть на старых памятниках, но в новейшее время эта символика забылась, так как Православие не стало образом жизни большинства советских граждан. Цветы сегодня служат, к сожалению, лишь чествованием земной жизни, уже распростившихся с ней. В настоящее время в Церкви используются цветочные венки с крестом. Одна старица говорила мне (ей в 2010 г. исполнилось 100 лет), что православную могилку с крестом правильнее обкладывать дерновой землёй и постригать зелень, например, барвинок. Так в Серафимо-Дивеевском монастыре. В настоящее время стал устойчивым обычай покупать искусственные цветы перед Пасхой, в больших количествах их изготавливают и продают в последние дни Великого поста на наших рынках. Сравнить этот коммерческий обычай можно с продажей валентинок. Обычай это рождён в советское время, скорее всего как массовое желание и потребность души приобщиться к празднику, но, как свидетельствует святой Киприан Карфагенский "незаметно вошедший у некоторых обычай не должен служить препятствием к победе и утверждению истины, ибо обычай без истины есть только старое заблуждение".Старица, о которой упоминала выше, жила в дореволюционной России и рассказывает, что "накануне Пасхи на могилках близких зажигали лампадки, которые устанавливали в маленькие ковчеги с иконкой у крестов, и в пасхальную ночь кладбище светилось огоньками, приносили также освящённую вербу. А бумажных цветов и венков не было, потому. как она говорит, и мусора не было на кладбище. Да и поминовение усопших по церковному уставу совершается не на Светлой седмице, а во вторник следующей недели - это "Радоница", на которую украшают цветами в храмах канунник - поминальный столик. Что касается чина погребения в Церкви, то он не изменяется во времени. Об этом издано много книг в настоящее время, и они продаются в православных храмах. Насколько я знаю, московские власти даже решали вопрос о запрещении бумажных цветов на кладбище. А тема живых и искусственных цветов в храме очень важна. Об этом свидетельствует и святоотеческое наследие. Например, сравнительный образ живых и искусственных цветов даёт преподобный Варсонофий Оптинский для того, чтобы показать нам неисчерпаемую глубину Священного Писания: "Видали ли вы искусственные цветы французской работы? Сделаны они так хорошо, что, пожалуй, не уступят по красоте живому растению, но это пока рассматриваем оба цветка невооружённым взглядом. Возьмём сильное увеличивающее стекло. И что же мы увидим тогда? Вместо одного цветка - нагромождение канатов, грубых и некрасивых узлов; вместо другого - пречудное по красоте и изяществу создание. И чем сильнее стекло, тем яснее выступает разница между прекрасным творением рук Божиих и жалким подражанием людским.Чем больше вчитываемся мы в Евангелие, тем более выясняется разница между ним и лучшими произведениями величайших человеческих умов". Но красота живых цветов в Церкви не только для глаз, это ещё пища для ума и сердца:проповедь и наставление. Поэтому велика ответственность флориста в Церкви.

1. Гробница Святейшего Патриарха Алексия II.
2. Возложение венка, Святейший Патриарх Кирилл.
3. Могилка блаженной Марии Дивеевской.
4. Лития на могиле митрополита Никодима Ротова. 2010 г.
5. Могила блаженной Матроны в день 90-летия её преставления.
6. Парастас в Богоявленском соборе. Година Патриарха Алексия II.
7. В Серафимо-Дивеевском монастыре.
[1] Варсонофий Оптинский, преподобный. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма / преподобный Варсонофий Оптинский; Венок на могилу Батюшки. – Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. – 692 с. – С.26.

Малова О.Д. 26.01.2011 15:00

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 2
По благословению настоятеля в некоторых храмах украшают ещё и канунник – низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, то есть заупокойные Богослужения. Как правило, канунник украшают в дни особого поминовения усопших, например, в Троицкую родительскую субботу – цветами и берёзовыми ветвями или для особенно торжественной молитвы за умерших во вторник Фоминой недели после праздника Пасхи, этот вторник называется Радоницей. это фото из моего архива, В каком храме так украсили канунник мне неизвестно, но, вероятно это один из немногих храмов, так как подобного не видела больше нигде.

leo-sun 26.01.2011 15:30

Re: Храмовая флористика
 
Спасибо большое!

elenka78 26.01.2011 18:51

Re: Храмовая флористика
 
Цитата:

Сообщение от Малова О.Д. (Сообщение 82036)
В погребальных молитвословиях содержится церковное учение о Рае, а значит и цветы при погребении имеют особое символическое значение. Погребение совершается в белых облачениях. Плащаница Спасителя в Страстную Пятницу и Плащаница Божией Матери на Успение украшаются белыми цветами. В погребальном обычае на Святой Руси цветы не просто присутствовали, но имели символическое значение: ель-вечная жизнь, любовь и молитвенная память по отношению к усопшим, лавр победа и воскресение, пальма - победа праведников, верба - новая жизнь и воскресение, в XIX в. стали появляться и другие растения, например, подсолнечник, который сливаясь с образом солнца, ассоциируется со Спасителем - "Солнцем правды". Изображение этих растений можно видеть на старых памятниках, но в новейшее время эта символика забылась, так как Православие не стало образом жизни большинства советских граждан. Цветы сегодня служат, к сожалению, лишь чествованием земной жизни, уже распростившихся с ней. В настоящее время в Церкви используются цветочные венки с крестом. Одна старица говорила мне (ей в 2010 г. исполнилось 100 лет), что православную могилку с крестом правильнее обкладывать дерновой землёй и постригать зелень, например, барвинок. Так в Серафимо-Дивеевском монастыре. В настоящее время стал устойчивым обычай покупать искусственные цветы перед Пасхой, в больших количествах их изготавливают и продают в последние дни Великого поста на наших рынках. Сравнить этот коммерческий обычай можно с продажей валентинок. Обычай это рождён в советское время, скорее всего как массовое желание и потребность души приобщиться к празднику, но, как свидетельствует святой Киприан Карфагенский "незаметно вошедший у некоторых обычай не должен служить препятствием к победе и утверждению истины, ибо обычай без истины есть только старое заблуждение".Старица, о которой упоминала выше, жила в дореволюционной России и рассказывает, что "накануне Пасхи на могилках близких зажигали лампадки, которые устанавливали в маленькие ковчеги с иконкой у крестов, и в пасхальную ночь кладбище светилось огоньками, приносили также освящённую вербу. А бумажных цветов и венков не было, потому. как она говорит, и мусора не было на кладбище. Да и поминовение усопших по церковному уставу совершается не на Светлой седмице, а во вторник следующей недели - это "Радоница", на которую украшают цветами в храмах канунник - поминальный столик. Что касается чина погребения в Церкви, то он не изменяется во времени. Об этом издано много книг в настоящее время, и они продаются в православных храмах. Насколько я знаю, московские власти даже решали вопрос о запрещении бумажных цветов на кладбище. А тема живых и искусственных цветов в храме очень важна. Об этом свидетельствует и святоотеческое наследие. Например, сравнительный образ живых и искусственных цветов даёт преподобный Варсонофий Оптинский для того, чтобы показать нам неисчерпаемую глубину Священного Писания: "Видали ли вы искусственные цветы французской работы? Сделаны они так хорошо, что, пожалуй, не уступят по красоте живому растению, но это пока рассматриваем оба цветка невооружённым взглядом. Возьмём сильное увеличивающее стекло. И что же мы увидим тогда? Вместо одного цветка - нагромождение канатов, грубых и некрасивых узлов; вместо другого - пречудное по красоте и изяществу создание. И чем сильнее стекло, тем яснее выступает разница между прекрасным творением рук Божиих и жалким подражанием людским.Чем больше вчитываемся мы в Евангелие, тем более выясняется разница между ним и лучшими произведениями величайших человеческих умов". Но красота живых цветов в Церкви не только для глаз, это ещё пища для ума и сердца:проповедь и наставление. Поэтому велика ответственность флориста в Церкви.

1. Гробница Святейшего Патриарха Алексия II.
2. Возложение венка, Святейший Патриарх Кирилл.
3. Могилка блаженной Марии Дивеевской.
4. Лития на могиле митрополита Никодима Ротова. 2010 г.
5. Могила блаженной Матроны в день 90-летия её преставления.
6. Парастас в Богоявленском соборе. Година Патриарха Алексия II.
7. В Серафимо-Дивеевском монастыре.
[1] Варсонофий Оптинский, преподобный. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма / преподобный Варсонофий Оптинский; Венок на могилу Батюшки. – Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. – 692 с. – С.26.

Спасибо большое! Тема храмовой флористики, на самом деле, очень тонкая и духовная. Лучше чем Вы, пожалуй, и нельзя было бы рассказать. О неживых цветах откуда-то знаю, что ими вообще запрещено украшать, т.к. они таят в себе ложь.

Малова О.Д. 26.01.2011 20:13

Re: Храмовая флористика
 
Патриарх Алексий I просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них «нет правды», а архиепископ Аверкий считает, что обычай “украшать” храм искусственными цветами пришёл к нам через Малороссию, с латинского Запада: «Никаких указаний в Уставе на этот счёт нет, но естественному здоровому религиозному чувству должны претить такие украшения святыни искусственными цветами, и у нас в Православной Церкви этого никогда не было принято делать. Пришло ли бы кому-нибудь в голову положить в гроб своего отца или матери “букет” искусственных цветов? Тем более странно и неуместно класть искусственные цветы на святыню, перед которой мы должны благоговеть. Искусственные цветы – не настоящие, в нашем почитании святыни всё должно быть настоящим». В четвёртом томе «Настольной книги священнослужителя» читаем: «Крест может быть украшен венком только из живых цветов».

25dima 03.02.2011 18:35

Re: Храмовая флористика
 
как здорово

Луканова Любовь 04.02.2011 19:47

Re: Храмовая флористика
 
[QUOTE=Малова О.Д.;80456]фотографии[/QUOT МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛИСЬ ВАШИ РАБОТЫ

Onega 05.02.2011 00:30

Re: Храмовая флористика
 
Цитата:

Сообщение от Малова О.Д. (Сообщение 82036)
В погребальных молитвословиях содержится церковное учение о Рае, а значит и цветы при погребении имеют особое символическое значение. Погребение совершается в белых облачениях. Плащаница Спасителя в Страстную Пятницу и Плащаница Божией Матери на Успение украшаются белыми цветами. В погребальном обычае на Святой Руси цветы не просто присутствовали, но имели символическое значение: ель-вечная жизнь, любовь и молитвенная память по отношению к усопшим, лавр победа и воскресение, пальма - победа праведников, верба - новая жизнь и воскресение, в XIX в. стали появляться и другие растения, например, подсолнечник, который сливаясь с образом солнца, ассоциируется со Спасителем - "Солнцем правды". Изображение этих растений можно видеть на старых памятниках, но в новейшее время эта символика забылась, так как Православие не стало образом жизни большинства советских граждан. Цветы сегодня служат, к сожалению, лишь чествованием земной жизни, уже распростившихся с ней. В настоящее время в Церкви используются цветочные венки с крестом. Одна старица говорила мне (ей в 2010 г. исполнилось 100 лет), что православную могилку с крестом правильнее обкладывать дерновой землёй и постригать зелень, например, барвинок. Так в Серафимо-Дивеевском монастыре. В настоящее время стал устойчивым обычай покупать искусственные цветы перед Пасхой, в больших количествах их изготавливают и продают в последние дни Великого поста на наших рынках. Сравнить этот коммерческий обычай можно с продажей валентинок. Обычай это рождён в советское время, скорее всего как массовое желание и потребность души приобщиться к празднику, но, как свидетельствует святой Киприан Карфагенский "незаметно вошедший у некоторых обычай не должен служить препятствием к победе и утверждению истины, ибо обычай без истины есть только старое заблуждение".Старица, о которой упоминала выше, жила в дореволюционной России и рассказывает, что "накануне Пасхи на могилках близких зажигали лампадки, которые устанавливали в маленькие ковчеги с иконкой у крестов, и в пасхальную ночь кладбище светилось огоньками, приносили также освящённую вербу. А бумажных цветов и венков не было, потому. как она говорит, и мусора не было на кладбище. Да и поминовение усопших по церковному уставу совершается не на Светлой седмице, а во вторник следующей недели - это "Радоница", на которую украшают цветами в храмах канунник - поминальный столик. Что касается чина погребения в Церкви, то он не изменяется во времени. Об этом издано много книг в настоящее время, и они продаются в православных храмах. Насколько я знаю, московские власти даже решали вопрос о запрещении бумажных цветов на кладбище. А тема живых и искусственных цветов в храме очень важна. Об этом свидетельствует и святоотеческое наследие. Например, сравнительный образ живых и искусственных цветов даёт преподобный Варсонофий Оптинский для того, чтобы показать нам неисчерпаемую глубину Священного Писания: "Видали ли вы искусственные цветы французской работы? Сделаны они так хорошо, что, пожалуй, не уступят по красоте живому растению, но это пока рассматриваем оба цветка невооружённым взглядом. Возьмём сильное увеличивающее стекло. И что же мы увидим тогда? Вместо одного цветка - нагромождение канатов, грубых и некрасивых узлов; вместо другого - пречудное по красоте и изяществу создание. И чем сильнее стекло, тем яснее выступает разница между прекрасным творением рук Божиих и жалким подражанием людским.Чем больше вчитываемся мы в Евангелие, тем более выясняется разница между ним и лучшими произведениями величайших человеческих умов". Но красота живых цветов в Церкви не только для глаз, это ещё пища для ума и сердца:проповедь и наставление. Поэтому велика ответственность флориста в Церкви.

1. Гробница Святейшего Патриарха Алексия II.
2. Возложение венка, Святейший Патриарх Кирилл.
3. Могилка блаженной Марии Дивеевской.
4. Лития на могиле митрополита Никодима Ротова. 2010 г.
5. Могила блаженной Матроны в день 90-летия её преставления.
6. Парастас в Богоявленском соборе. Година Патриарха Алексия II.
7. В Серафимо-Дивеевском монастыре.
[1] Варсонофий Оптинский, преподобный. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма / преподобный Варсонофий Оптинский; Венок на могилу Батюшки. – Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. – 692 с. – С.26.


Очень все интересно! Спасибо Вам за такие подробные ликбезы! очень нужная информация!

Мне очень понравилась последняя фото....православного кладбища....так чисто ухожено ...и цветы на могилке высажены...так бы по всей России сделать, вменить обязательность !

Малова О.Д. 07.02.2011 15:27

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 1
Очень понравилась работа. По форме оригинальная, гармония цвета: цветы и плат на аналое. Обратите внимание на то, что работа над храмовыми композициями начинается с определения основного цвета. В данном случае - в украшении икон мучеников - это красный. Фиолетовый определён для праздников, посвящённых Кресту, жёлтый (золотой) - цвет Спасителя. Поэтому цветовая гамма в Вашей композиции неканоничная, хотя соответствует гармонии больших контрастов:двуцветная, противоположные в цветовом круге. В выборе цвета особый сакральный смысл, а значит и восприятие, создание молитвенного настроения конкретного праздника - это цвет облачений священнослужителей, согласно церковного Устава. В храме нет ничего случайного! Основному символичному цвету праздника отводится главная роль, а дополнительным - вспомогательная, лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета, усиливая общую выразительность работы. В украшении иконы мучеников, как вариант: основной доминирующий - красный и два дополнительных: зелёный и белый. Также можно использовать гармонию малых контрастов, когда в монохромной композиции используются светлые и тёмные тона основного цвета. Старайтесь, чтобы элементов (это касается и цвета) было хотя-бы три, два - это всегда конкуренция.
Помощи Божией в Вашем послушании.

славянка 07.02.2011 21:37

Re: Храмовая флористика
 
Ликбез от Маловой.Читаю с большим интересом. Нужен, полезен, поучителен.Не пропадайте надолго. Вам есть что рассказать из таких источников, к коим не все допущены. Спасибо!

Малова О.Д. 08.02.2011 16:16

Re: Храмовая флористика
 
Дорогая Славянка, но и форум далеко не для всех доступен, как это может показаться в век информатики, книга по церковной флористике сегодня доступна могла бы быть всем.

ЕЛЕНОЧКА 08.02.2011 20:43

Re: Храмовая флористика
 
НОВЕНЬКИХ ПРИНИМАЕТЕ? ДЕВОЧКИ, ОЧЕНЬ КРАСИВО ВСЁ.

настюша-лапочка 10.02.2011 03:31

Re: Храмовая флористика
 
Всем здравствуйте! очень интересная и актуальная для меня тема. храмы я пока не оформляю, но первый "церковный" заказ у меня появился - на букет для Владыки Ювеналия. Подскажите, пожалуйста, что можно сделать?

Малова О.Д. 10.02.2011 16:33

Re: Храмовая флористика
 
Архипастырей встречают с хлебом-солью и букетом цветов, выкладывается (имитируется) ковёр или дорожка. Свидетельством этой традиции является фотография кон. XIX- нач. XX вв. «Встреча владыки в Валаамском монастыре». Конечно, приоритетным церковным цветком для букета является лилия (крина) (ирисы – сабельные лилии; гладиолусы – шпажники, мечевые лилии; нарциссы – пасхальные лилии), а также розы. Символика лилии и розы подтверждена Священным Преданием, Священным Писанием, святоотеческим наследием и гимнографией. В качестве дополнения в букете для патриарха, митрополита, архиепископа, епископа, священнослужителей могут быть различные фиолетовые, жёлтые, белые цветы, поэтому букет в фиолетово-жёлто-белой гамме или монохромный (один из трёх) можно считать “каноничным”, то есть идеальным при встрече высших иерархов Церкви. Гармония большого контраста – фиолетовый и жёлтый – образ Святой Троицы, так как фиолетовый – это синий плюс красный, а красный – Бог Отец, синий – Бог Дух Святый, жёлтый – Бог Сын. Из зелени предпочтение отдаётся листу финиковой пальмы – символичному растению в Библии: «Праведник цветёт как пальма». Но и просто красивый, мастерски и с любовью составленный букет с учётом индивидуальных предпочтений иерарха, всегда будет отражением внимания, свидетельством духовной радости от встречи с апостольским преемником. Почивший в Бозе Святейший Патриарх Алексий II отдавал предпочтение белым розам, а любимыми цветами правящего Святейшего Патриарха Кирилла являются лилии. Об этом прочитала в материалах о визите Святейшего в Соловецкий монастырь. О предпочтениях правящих архиереев необходимо знать конкретно. Конечно, весьма оригинальным подношением был бы флористический жезл, но пока ещё никто этого не делал.
Если при входе в храм имеется лестница, то, по традиции, её также украшают цветами. Украшают также и имеющиеся лестницы в интерьере храма. Во время посещения Украины, Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла встречали повсеместно искусно украшенным хлебом, цветочным тортом и цветами. Кроме подаренных патриарху букетов, путь Святейшего дети устилали цветами из корзин, наполненных лепестками роз. Путь от врат Киево-Печерской Лавры к Успенскому собору был устлан цветами, “сотканы” из цветов многочисленные дорожки и ковры: «Многая лета» в Святогорской Лавре, бело-жёлтый в Никольском Васильевском монастыре и городе Горловке. Святыни в храмах и их интерьеры также благоухали торжественными композициями из живых цветов, а в Почаевской лавре даже внутри храма была “соткана” цветочная дорожка с оригинальным орнаментом из живых цветов. Настенные ковры с фоном из многочисленных цветов и соцветий – миллифлер (тысяча цветов) появились в XV в. как новый вид цветочной декорации, их использовали вместо гирлянд в интерьерах и на фасадах европейских церквей и замков или во время религиозных процессий.

Малова О.Д. 10.02.2011 16:39

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 14
  • Встреча епископа на Валааме. Кон. XIX в.
  • Святейший Патриарх Алексий II в Благовещенском монастыре, г. Муром Владимирской обл.
  • В.В. Путин поздравляет Святейшего Патриарха Кирилла.
  • Святейшего Патриарха Кирилла поздравляет С. Медведева, март 2010 г.
  • Ионинский монастырь в Киеве. 2010 г.
  • Встреча Патриарха Кирилла. Почаевская лавра.
  • Визит патриарха Кирилла на Сахалин.
  • Первосвятительский визит в монастырь св. Царственных мучеников и страстотерпцев в урочище Ганина Яма .2010 г.
  • Поздравление митрополита Владимира с 75-летием.
  • Визит патриарха в Успенскую Почаевскую лавру. 2009 г.
  • Екатеринбург, 2010 г. Св. Троицкий кафедральный собор.
  • Встреча Патриарха Кирилла. Покровский монастырь. Москва. 2010 г.
  • Встреча патриарха в Симферополе. 2009 г.
  • Встреча Патриарха Кирилла. Покровский собор Витебска. 2009 г.

Малова О.Д. 10.02.2011 16:57

Re: Храмовая флористика
 
Вложений: 10
  • Дорожка в Ново-Тихвинском. 200-летие обители. 2010 г.
  • Киево-Печерская лавра.
  • Великое освящение Спасо-Преображенского собора в Одессе. 2010 г.
  • Визит Святейшего Патриарха на Украину.
  • Встреча Патриарха Кирилла в Успенской Святогорской лавре.
  • Ковёр в Никольском Васильевском женском монастыре. 2009 г.
  • Престольный праздник в Новодевичьем монастыре. Москва.
  • Ростов-на-Дону.
  • Свято-Успенский монастырь. Одесса. 2010 г.
  • Цветы у входа в храм

Лика 10.02.2011 17:33

Re: Храмовая флористика
 
Малова О.Д. Спасибо огромное за Ваш труд и терпимость!!!Такого нигде не прочитаешь...А опыт Ваш-бесценен!!!

Луканова Любовь 10.02.2011 20:25

Re: Храмовая флористика
 
Хочу сказать всем спасибо за создание этого сайта, очень много интересного и познавательного прочла, и увидела.Чисто случайно нашла этот сайт а теперь захожу каждый день .Всё очень интересно Огромное Спасибо


Текущее время: 01:39. Часовой пояс GMT +4.

© 2004 - 2025
Сообщество профессионалов и любителей флористики Floristic.Ru