Показать сообщение отдельно
Старый
  (#86)
Малова О.Д.
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 13.02.2011, 02:25

Гирлянда представляет собой продолговатой формы цветочную композицию в массивном стиле: украшение из цветов, зелени, веток с листьями и плодами, сплетённое в виде извивающейся ленты. Этой растительной цепи можно придавать форму, ею обвивают колонны храма, столбы сени (кивория) над Плащаницей, Ракой с мощами или располагают над Царскими вратами, иконой. Полугирлянда (фестон) используется при украшении икон, лампад, иконостаса или его элементов, её закрепляют за верхний конец, и она свешивается вертикально, либо прикрепляют за оба конца так, что её средняя часть провисает.
Гирлянда(итал. Ghirlanda – украшение, украшающий венок) – понятие, возникшее сравнительно поздно, в эпоху Возрождения, в отличие от понятия «венок-корона». Гирлянды плелись не замкнутыми, а имели вид жгутов, которые с целью украшения прикреплялись к стенам горизонтально. Провисание таких гирлянд-украшений создало постепенно стойкое представление о гирлянде как «растительном занавесе», имеющем характерный выгнутый (овальный, полукруглый) вид. Известны изображения гирлянд на мозаиках древнехристианского периода, например, в церкви святой Констанцы в Риме сохранилась мозаика IV в.: по краям свитка с надписью Господь дарует мир две гирлянды и два города (Иерусалим и Вифлеем), а также на саркофаге Константины ок. 354 г. из Ватиканского музея. Используют гирлянды в украшении сени над Плащаницей Божией Матери на Успение в пещерном храме в Иерусалиме; святых мощей преподобного Серафима Саровского и святителей Луки Крымского. В Московском Сретенском монастыре используют гирлянды в украшении всех элементов храмового интерьера и особо хороса. Массивность этого вида растительно-цветочных композиций предполагает осторожное отношение к его использованию в храме, так как не цветы являются главным в церковном пространстве.
Особенно широко гирлянды из цветов как атрибут Богоматери были распространены во фламандском и итальянском искусстве XVII в. Растения и плоды, которые использовались для составления гирлянд подбирались в связи с целевым назначением составления композиции – флористическими шифрами.
В России понятие «гирлянда» не было известно до XVIII в., поэтому первоначально её называли «кутасом». На празднование 500-летия со дня преставления преподобной основательницы Московской Вознесенской обители в 1907 г. великая княгиня – преподобномученица Елизавета Феодоровна подарила ко гробу преподобной Евфросинии золотую лампаду и цветочные гирлянды.
Есть несколько способов создания композиций в форме гирлянды или полугирлянды. Для полугирлянды можно использовать портбукетницу, для гирлянды и полугирлянды – свёрнутую в трубку петельную проволоку (сетку рабицу) со мхом внутри или оазисом; свитые верёвки или проволоку; фанеру или металлический каркас (оазис крепится с помощью ленты) в виде корамысла. Самый лёгкий способ изготовить гирлянду – на основу, металлическую или деревянную, последовательно навязывать пучки (маленькие букетики) из растительного материала, например, из зелёных веток, выбирая разное направление в зависимости от задуманной композиции, которая может быть и напольной. Проволочная и деревянная основы позволяют придать необходимую форму гирлянде, например, форму Горнего места, солеи и амвона, особенно будет красиво, если они многоступенчатые. Таким образом можно изготовить гирлянды из хвойных на праздник Рождества Христова и из веток берёзы на праздник Святой Троицы, их можно украсить небольшим количеством композиций: незаметно вставить живые цветы в стеклянные или специальные пластиковые пробирки с заострённым концом, которые наполняются водой. Способы составления цветочно-растительных гирлянд без флористической губки способствует быстрому их увяданию, поэтому выбор растений для такого способа должен быть избирательным (быстровянущие здесь не подойдут, например, быстро осыпается аспарагус). Необходимо растения крепить очень плотно друг к другу, так они не будут вянуть более продолжительное время. Возможно использование готовых форм оазиса для составления композиций-гирлянд (мини-деко) – пластмассовые “паровозики”, а также самостоятельно вырезанные блоки флористической губки можно как бусы закрепить на проволочной основе или обернуть их тонким полиэтиленом, сеткой, перекрутив в промежутках и сделать отверстия для растений. См. доп.: Гирлянды // Цветоводство. – 2007. – март / апрель. – С. 44 -45
Среди многочисленных современных форм цветочных композиций гирлянда, наряду с венком, относится к наиболее их древним видам, и её до сих пор используют для украшения Плащаницы, сени над Святыми мощами, иконостаса, икон, опор, колонн и других элементов, которые имеются в храмовой архитектуре, как в интерьере, так и в экстерьере.
В храмах форма гирлянды используется и в украшении церковных интерьеров, как самостоятельный архитектурный элемент, например, иконостаса и Царских врат Ильинской церкви села Палиши Гусь-Хрустального района Владимирской области. Панели на амвоне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге оформлены в виде больших вертикальных гирлянд. Все они разные – цветочные или плодовые, в которых можно различить смоквы и виноградные гроздья. Поэтому гирлянды из живых растений и цветов должны органично входить в образный ряд конкретного храма: то, что в одном храме представится возможным для использования, в другом будет нежелательно и по форме, и по количеству.
В видимой красоте и кажущейся простоте составления гирляндовых аранжировок (иконы, Царские врата, арки, паникадило, хорос) лежит знание и соблюдение законов флористики. В большинстве случаев в украшении иконы, например, используются равномерные россыпи, но россыпи с разбросом и сжатием моделируют форму, а центры поддерживают оптически связь всех частей. Правильно оформленная гирляндовая аранжировка по закону ограничения и закону ранжирования противопоставляется случайному скоплению и запутанному беспорядку. Поэтому флористы говорят, что в ограничении лежит мастерство, а группировка с чётким ранжированием доказывает творческое умение.
Я сама вырезаю "паровозики" из кирпича-оазиса и насаживаю на проволоку. Выше см. фото композиции на подсвечнике из голубых роз, выполнена в такой "технике".
   
Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо: