Каждый народ имеет свои обычаи и традиции,которые характеризуют только его национальные особенности и черты, раскрывают его сущность и историю. Одежда является важнейшим культурным наследием.
Казахское свадебное платье. В национальных казахских свадьбах — строго чтут все традиции и обряды. Конечно, где-то всё это носит чисто символический характер, но стараются ничего не упустить. Особенно, если этот обряд или традиции значительна и очень символична.
Казахское свадебное платье невесты — самый символичный наряд. Потому как выглядит свадебное платье невесты — будет зависеть её дальнейшая семейная жизнь. А каким родителям не хочется, чтобы дети жили счастливо, благополучно, в любви и согласии.
Национальное свадебное платье казашек, обычно, красного цвета. Но по веяниям европейской культуры — казахское свадебное платье часто бывает белого цвета.
Платье казахской невесты состоит из гармоничного ансамбля. Койлек — казахское свадебное платье невесты, Камзол — нарядная жилетка, Саукеле (САУ- прекрасный, красивый* КЕЛЕ-голова) — казахский головной убор невесты, Желек — расшитая фата, прикрепляется к Саукеле и Шапан — казахская верхняя одежда, которую невесты одевали в редких случаях, к примеру, если свадьба проводилась в холодное время года. В современном казахском свадебном платье невесты используются Койлек, Саукеле и Камзол, который также одевается не часто. Койлек-платье и Саукеле — вот основной наряд казахской невесты. Платье-койлек и Камзол шьются из роскошной ткани — бархат или атлас. Цвет казахского свадебного платья невесты и Камзола чаще всего бывает — синий или красный, реже зелёного цвета. На платье невесты обязательна обильная декоративная вышивка золотой или серебряной нитью — означает богатство, плодородие и достойное материнство в будущем. Вышивка выполняется по всему подолу платья, по низу рукавов и по передней части камзола. Дополняет костюм невесты ожерелья, кольца.
Изготовлением саукеле в старину занимались наиболее искусные мастера. Ювелиры-зергеры отливали, штамповали или чеканили металлические детали. Как правило, на изготовление одного саукеле уходил целый год. Стоимость его достигала к концу XIX - началу XX вв. 1000 рублей (стоимость примерно 100 добрых скакунов), и дороговизна, к сожалению, стала одной из причин сокращения производства. Важно отметить, что при сохранении основных элементов, каждый из саукеле имеет свои особенности в силу индивидуального характера работы, наличия материалов и по другим причинам. Таким образом, каждый головной убор - неповторимое, уникальное произведение искусства.
Саукеле передавался от матери к дочери, из поколения в поколение. По обычаю, невесту одевали в свадебный наряд в доме ее отца. Саукеле надевала на невесту уважаемая женщина, за что она получала дорогой подарок от жениха. После свадьбы молодуха носила саукеле по торжественным случаям в течение года, точнее, до рождения первого ребенка.
Саукеле (предмет в целом и его отдельные детали), как и все головные уборы казахов, имеет высокий семантический статус. Так, большую знаковую нагрузку несут орнаментальные изображения, например, "священное древо жизни", "бараньи рога", а также сами материалы. Считалось, что серебро обладает защитной силой (в частности, серебряные подвески в форме стрел образуют целый ряд нижней части саукеле). Широко известна магическая функция камней: коралл оберегает от порчи и сглаза, жемчуг - от бельма, сердолик - символ благополучия и радости, и так далее.
Костюм старинный казахской невесты
Костюм невесты. Середина XIX века.
На фото варианты казахского национального свадебного платья невесты.