Показать сообщение отдельно
Старый
  (#543)
Гусева Юлия
Ожидает подтверждения
Гусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутацияГусева Юлия Отличная репутация
 
Аватар для Гусева Юлия
 
Добавить в друзья

Сообщений: 714
Сказал(а) спасибо: 332
Поблагодарили 380 раз(а) в 112 сообщениях
Регистрация: 14.09.2010
Рейтинг: 0
По умолчанию Re: Флористика в искусстве - 15.10.2010, 20:21

Трудно назвать литературное произведение, которое оказало бы такое влияние на изобразительное искусство, как прославленные «Метаморфозы» (или «Превращения») римского поэта Овидия. Начиная с 15 в. античные сюжеты, почерпнутые из овидиевых «Метаморфоз», изображались художниками и скульпто*рами великое множество раз
«Метаморфозы» были любимой книгой юности таких разных людей как Чосер, Монтень, Вордсворт и Гете. Овидий входит в четверку античных знаменитостей, приветствующую Данте с Вергилием у входа в Ад («Божественная комедия», Ад, 4). В средние века Ови*дия почитали за колдуна — на его родине в Сульмоне до сих пор сохранились предания о волшебнике «Видии». В эпоху Возрождения Овидий считался, напротив, идеа*лом человека и тогда же — в 1471 его стихи были впер*вые изданы.
Овидием про*должали восхищаться и в XIX веке, и знакомство с его поэ*зией было обязательным элементом классического обра*зования, хотя содержание стихов Овидия не всегда устраивало (и до сих пор не устраивает) преподавателей с моральной точки зрения. Надо однако, сделать скидку на то, что считается моральным и нравственным в современном мире, не было единственно возможным вариантом в мире и временах Овидия. И в его стихах есть легенды и истории, обсуждение которых достаточно жестко табуировано и в наше время, не говоря уже о гораздо более жестких временах средневековья.
«Метаморфозы» - эпическая поэма, включающая в себя множество древних мифов (по преимуществу греческих) о превращении богов и людей в животных, растения, камни, реки, созвездия. Невозможно перечислить имена всех художников, черпавших свое вдохновение и сюжеты в поэме. Некоторые сюжеты стали узнаваемы с первого взгляда, некоторые – довольно трудно угадать в произведениях живописцев, тем более, что каждый художник интерпретирует тот или иной сюжет согласно собственным воззрениям, моде, стилю и подверженности тому или иному направлению. Нас в данном случае интересует рассказ именно о цветочных «Метаморфозах». Существует огромное количество произведений, иллюстрирующих миф о Нарциссе и Гиацинте, Адонисе, Клитии. Но только у Никола Пуссена на его эпическом полотне собрались самые известные (а частью и малоизвестные, но жизненно необходимые для построения композиции картины) герои.

Надо сказать, что в этой картине Пуссен не стремиться проиллюстрировать миф, в точности следуя за Овидием. Мастер рассчитывает на зрителя, которому знакома поэма. Такой зритель еще в большей степени может оценить замысел живописца, совершенную им метаморфозу, ибо под кистью Пуссена необузданные и мифические герои претерпевают поистине волшебные превращения и навечно сохраняют свой новый облик. Как уже не раз говорилось, сюжетной основой «Царства Флоры» (1631; Дрезден, Картинная галерея) послужили «Метаморфозы» Овидия. Картина изображает мифологических героев, после смерти превратившихся в цветы: под гермой Приапа, бога садов, — Аякс, бросающийся на меч;
Рядом Нарцисс, устремивший взор в зеркало воды, что в сосуде, подле которого сидит, прекрасная нимфа.
За Нарциссом мы узнаем Клитию, что «вертится Солнцу вослед».
Затем Гиацинт со своей «исцелимою раной»;
С верными псами у ног Адонис.
Один из беззаботных путти, наслаждающийся благоуханием цветка, замыкает композицию. Всех этих героев собрала в своем царстве вечно юная богиня Флора (она — в центре, в зеленом хитоне, кружащаяся в радостном танце). Впрочем, точнее было бы сказать, что их собрал в своей композиции Пуссен, объединивший несколько сюжетных мотивов. В этом объединении заключен глубокий смысл. Художник не ограничивает свою задачу простым рассказом, в основе его замысла, как и всегда, лежит идея общего порядка — идея вечного обновления природы, вечного возрождения жизни гибели героев отходит на второй план, их смерть дает начало новой жизни. Даже запечатленный в момент самоубийства Аякс воспринимается как участник веселого хоровода. Свет, даруемый лучезарным богом, колесница которого совершает свой изо дня в день повторяющийся бег по небу, сообщает изображению еще большую праздничность. Человеческие тела приобретают флороморфный характер: подобно растениям, они изгибаются, вьются, образуя в своем движении сложные кривые, из которых наиболее часто повторяется S-образная, красноречиво обозначенная в свое время Вильямом Хогартом как «Line of Beauty and Graces — «линия красоты и привлекательности» 36.
   
Ответить с цитированием