Цветовая гармония малых контрастов
Когда разные цвета объединяются в единое целое, мы можем почувствовать, благоприятно это созвучие для нас, или нет. Если оно нам нравится, мы говорим о гармонии.
Слово "гармония" происходит от греческого и означает "соединение, соразмерность, согласие". В гармонии разные части соединяются в единство, в котором ничто ничему не мешает.
Возможная комбинация оттенков цвета бесконечно велика. Если взять много различных оттенков цвета всех цветовых направлений вместе, то композиция будет смотреться пестро, что, несомненно, содержит свою привлекательность. Но все же композиции с сознательно выбранными цветовыми комбинациями становятся более четкими и имеют большую привлекательность.
Разобраться в вопросе подбора цвета помогает знание гармонии, которую флористы условно подразделяют на две части: гармония цветов с незначительными различиями и гармония цветов с большим контрастом.
Гармонию малых контрастов называют также гармонией малых расстояний. Это говорит о том, что речь идет о цветах, которые находятся в цветовом порядке рядом друг с другом, как в цветовом круге, так и в цветовом шаре.
Мы различаем три гармонии малых контрастов:
- Гармония в созвучии.
- Гармония родственных цветов.
- Гармония соседних красок.
Гармония в созвучии
В этом случае флорист подбирает один цвет с различным значением светлости. Их диапазон можно увидеть на цветовом шаре, если постепенно идти от чистого цвета на экваторе вверх или вниз к белому и черному полюсу. Пастельные тона и более темные тона относятся к одному чистому цвету, они лишь содержат больше белых или черных частей. В этом случае мы имеем дело с гармонией в созвучии.
В природе достаточно часто встречаются цветы, у которых бутоны окрашены пастельной и интенсивной окраской одного цвета. Например, цикламен, фрезии, иногда пионы и т.д.
Если же флорист комбинируют различные цветы по этому закону гармоничности, ему нужно быть внимательным, чтобы найти подходящий цветовой нюанс. К пурпурной розе и розоватому оттенку левкоя подходит в этом случае не каждая розовая гвоздика. Ведь оттенок может переходить уже слегка в красно-оранжевый цвет, цвета лососи, и гармония может не состояться.
Композиции с цветовой гармонией в созвучии смотрится спокойно, мягко, тонко, согласовано и сдержанно, так как она смотрится как игра со светом и тенью только одного цвета. Поэтому она хороша там, где речь идет о аристократической сдержанности, о скромности, о тонком нюансе и мягком цветовом воздействии.
Сосуд в таких аранжировках должен тоже соответствовать этой гармонии. Желательно, чтобы он имел более темный вариант выбранного цвета. Возможен и белый цвет, если растительность в аранжировке приобретает пастельные тона ближе к сосуду и получается плавный переход.
Гармония в созвучии - это база каждой композиции с использованием цвета. Она может обогатить все другие гармонии, прежде всего большого контраста, так как она содержит необходимый контраст освещенности.
Гармония родственных цветов
Родственными называют вещи равного происхождения и равной, или похожей, сущности. Родственные цвета происходят от похожих основных цветов, без больших различий. Сюда могут относиться и смешанные краски, и пастельные тона, в которых присутствуют части основного цвета.
Различается восемь цветовых семей, разных по величине.
Желтое семейство относительно мало, так как желтый с добавлением синего (переход в зеленый ), красного (переход в оранжевый ), красного с синим (добавление коричневого цвета) быстро теряет свой лучистый эффект. Желтый, золотисто-желтый, кремово-желтый, песочно-коричневый, яркo-оливково-желтый цвета являются примерами желтого семейства.
Красная семья по праву считается большой. Ее можно увидеть от оранжевого до фиолетового в цветовом круге, кроме того сюда относится множество смешанных красок, пастельные и темные тона.
В
оранжевую семью входят оранжевый цвет, желто-оранжевый, красно-оранжевый, оранжевый, как лиса, медный, каштаново-коричневый.
Фиолетовая семья тоже имеет собственный характер, и к ней можно отнести фиолетовый, сиреневый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый, ежевичный, пастельные и темные фиолетовые тона, сероватые лиловые тона.
Синяя семья простирается до фиолетового цвета, имеет свой центр в чисто синем цвете и начинается с зелено-синего. Кроме того, пастельные и темные тона появляются в голубом цвете, с голубиным оттенком, серо-голубом, голубом со стальным отливом, темно-синем и т.д. Синяя семья имеет самый большой светло- темный диапазон.
Зеленая семья тоже очень большая, со многими зелеными тонами от бирюзового цвета до желто-зеленого, а также с темно-зелеными разновидностями, пастельными тонами.
Нецветная семья объединяет белый и черный цвет, а так же все оттенки серого.
Кроме того, существует еще и
коричневая семья. Коричневые тона имеют свой собственный характер, поэтому их относят к другим семействам только тогда, когда они усиливают акцент этих семейств ( например, красно-коричневый в красной семье, ярко-фиолетово-коричневый в фиолетовой семье). Коричневый цвет, а также цвет земли, имеет много нюансов от светлого коричнево-бежевого, охры, желтоватого, красноватого и зеленоватого до темно-коричневого и черно- коричневого.
Если флорист решил использовать гармонию родственных цветов, то ему необходимо учитывать некоторые особенности этой гармонии.
Нужно понять, что равенство цветов по своей сущности ведет к свободному от напряжения, унифицированному, сконцентрированному на основной краске эффекту. Но это может нести и негативный фон монотонности и однообразия. А несколько пятен красок из другого семейства могут сразу изменить такое отношение, и аранжировка значительно оживится. При этом гармония преобладающей цветовой семьи не будет разрушена.
Поэтому гармоничность родственных цветов хорошо подходит для комбинации с гармоничностью больших контрастов.
Гармония соседних красок
Соседние краски находятся в цветовом круге рядом. Если флорист составит букет с использованием желтого, желто-оранжевого, оранжевого и красно-оранжевого цвета, то есть использует четыре цвета из цветового круга, находящихся рядом друг с другом, то это и будет гармония соседних цветов.
Если же к желтому цвету приобщить зеленый, как листва, для образования гармонии соседних красок нужно добавить желто-зеленый цвет молодой листвы или соответствующий ему смешанный нюанс, например, светло-оливковый.
Это соседство красок можно определить при помощи угла, исходящего из центра в цветовом круге.
Смешанные цвета будут входить в гармонию соседних красок исходя из их родства с чистыми цветами.
Примеры такой гармоничности часто находят в растительном мире.
Цветовая игра тагетеса идет, например, от лимонного до золотисто-желтого тона и от оранжево-желтого до красно-коричневого. Цвет горошка сочетает в себе красный, пурпурный, фиолетовый и сине-фиолетовый цвет с соответствующими пастельными красками.
Но, несмотря на то, что в этой гармонии используется много разновидностей цветов, их нельзя назвать пестрыми. Гармоничность соседних красок может дополняться цветами, лежащими в цветовом кругу напротив.