Показать сообщение отдельно
Старый
  (#557)
славянка
Активный участник
активный участник
славянка Отличная репутацияславянка Отличная репутацияславянка Отличная репутацияславянка Отличная репутацияславянка Отличная репутацияславянка Отличная репутацияславянка Отличная репутацияславянка Отличная репутацияславянка Отличная репутацияславянка Отличная репутацияславянка Отличная репутация
 
Аватар для славянка
 
Добавить в друзья

Сообщений: 1,092
Сказал(а) спасибо: 12
Поблагодарили 20 раз(а) в 10 сообщениях
Регистрация: 14.12.2009
Адрес: Украина
Рейтинг: 253
По умолчанию Re: Международная выставка "ЦВЕТЫ"(Москва, ВВЦ) - 09.05.2010, 17:27

Ландшафтная история ВВЦ

Территория ВВЦ является частью ранее существовавшего обширного лесного массива поместья Останкино, принадлежавшего ХVIII веке одному из богатейших московских вельмож - графу Н.П. Шереметеву. Примечательна история этих мест, которую можно проследить с конца ХVI в.
Еще в период создания Московского государства Иван Калита положил начало строительству загородных резиденций, заложив знаменитый деревянный дворец в Коломенском. Постепенно вокруг Москвы возникали и другие загородные дворцы: Измайловский, Воробьевский, Покровский, Преображенский. Большие территории с лесами и пашнями были пожалованы приближенным царей, и на них возникли всемирно известные усадьбы русской аристократии - Архангельское, Кусково, Кузьминки и др.
Среди этих поместий выделялась усадьба Шереметевых - Останкино, имевшая первоначально, как и все остальные поместья, исключительно хозяйственное назначение. Лишь во второй половине ХVII века в загородных усадьбах появляются нововведения увеселительного характера, и они становятся парками.
Динамика изменения природного ландшафта этой части Подмосковья непосредственно связана с историей создания Останкинского парка - одного из шедевров русского садово-паркового искусства.

В XVI веке ландшафт здесь представлял собой слегка всхолмленную территорию с густым лесом. Преимущественно это были дубравы и березовые рощи. В долинах трех рек - притока Москвы-реки - Яузы и двух ее притоков, впадавших в нее с запада, Каменки и Лихоборки - росли преимущественно ивы, ольха и осина. Леса изобиловали дичью, в них водились косули, олени, лоси, было много птиц, встречались медведи, лисы и зайцы.

В конце XVI в. село Останкино принадлежало В.Я. Щелканову. Это было небольшое поместье с деревянной церковью, боярскими хоромами и хозяйственными постройками, размешенными на берегу пруда. Уже тогда здесь были высажены сибирские кедры и дубовая роща, частично сохранившаяся до сих пор. После того, как в 1611 году поместье перешло во владение князей Черкасских, село значительно выросло и усадьба приобрела увеселительный характер. К середине XVII в. село насчитывало 37 дворов, из которых 12 принадлежало сокольничим, 9 - псарям, 7 - конюхам и 3 -садовникам. В это время при новых хоромах был заложен сад, а рядом с прудом построена каменная Троицкая церковь (зодчий - крепостной П.С. Потехин). Останкино становится местом проведения празднеств, охот и других увеселений, в том числе концертов, балов и "машкерадов" московской знати. Регулярный сад при дворце включал кедровую рощу, аллеи из липы, цветники и крытые огибные дороги. Славились ягодами и фруктами плодовые сады усадьбы, расположенные рядом. Там выращивались яблони, груши, вишня, красная и черная смородина, малина, крыжовник. Имелось и большое оранжерейное хозяйство, в парниках выращивались дыни и арбузы.

В 1743 году имение переходит к богатейшему вельможе - графу Петру Борисовичу Шереметеву, сыну фельдмаршала - соратника Петра I. Усадьба вновь перестраивается, но, судя по сохранившимся документам (генеральный план межевания 1766 г.), ее планировка сохраняется. Господский "увесилительный дом" завершал собой главную аллею регулярного сада, имевшего почти квадратную форму плана, пересеченного крест-накрест и по диагонали прямыми аллеями. С трех сторон - с севера, запада и юга к саду примыкал лес, а с востока - располагалось село (слободка для дворцовых служащих и мастеровых). Шереметевым принадлежало и другое богатейшее поместье - Кусково, где они и жили преимущественно, считая Останкино хозяйственной вотчиной. Имеются сведения о том, что в это время пять крупных оранжерей поместья доставляли к господскому столу персики, лимоны, гранаты и другие заморские фрукты.

Основной же период формирования ансамбля наступает после того, как усадьбу наследует сын П.Б.Шереметева - Н.П.Шереметев (конец 1780-х годов). Это был великолепно образованный, музыкальный и очень талантливый человек, создавший из наиболее способных крепостных крестьянских детей актерскую труппу.

К проектированию своей останкинской резиденции он привлекает лучшие художественные силы, сам отбирает и оценивает проекты. Строительство нового дворца-театра и одновременно картинной галереи с музеем было поручено им крепостным зодчим - А.Ф. Миронову, Г.Е. Дикушину и П.И. Аргунову.

Постройка нового дворца повлекла за собой перепланировку и расширение старого парка, и в этом главная роль принадлежит А.Ф. Миронову. Центральная часть парка, примыкающего к дворцу, представляла собой увеселительный сад, состоящий из обширного партера перед главным фасадом здания, боскетов-огородов за ним, и двух участков, примыкающих к западному и восточному флигелям дворца и решенных в пейзажном стиле. В целом сад сохранил регулярный характер, хотя пейзажные участки были распланированы живописно, в "английском вкусе". Партер, слегка пониженный в центральной части, был окаймлен огибной дорожкой-трельяжем, на фоне которой выделялись мраморные вазы и бюсты-гермы. Увеселительный сад задуман А.Ф. Мироновым как продолжение дворца-театра, своего рода "зеленое фойе" с кулуарами для прогулок в антрактах. За зеленым ковром партера размещалась круглая открытая площадка, образующая вместе с ним как бы дополнительный зрительный зал в саду, возможно предназначенный для театральных спектаклей.

Пейзажные участки сада располагались симметрично относительно главной оси здания, но решались по-разному: в восточном - несколько небольших лужаек соединялись друг с другом прихотливо вьющимися дорожками; в западном - предусматривалось устройство амфитеатра, обращенного в сторону Итальянского павильона, и китайской рощи. Весь придворцовый парк был отделен от остальной части парка рвом с водой.
...продолжение на
http://www.greeninfo.ru/landscape/in..._/aID/4122?p=2

Последний раз редактировалось славянка; 19.11.2010 в 07:56..
   
Ответить с цитированием