Митатэ – дизайнерский прием, изначально использовавшийся в чайных садах. Вольный перевод этого термина звучит как «новый взгляд», а суть митатэ сводится к поиску новой роли для старых предметов, которые носят название митатэ-моно. Один из самых распространенных примеров митатэ-моно – каменные купели (чозубаши), расположенные в чайных садах. Гости, перед тем как войти в чайную комнату моют в них руки и рот. Многие купели высечены из каменных глыб, которые раньше были чем-то иным – частью каменной ступы с множеством кровельных настилов, опорой моста или подставкой для светильника.
Дизайнеры могут использовать камень и как материал для дорожек, чаще всего, комбинируя обработанные булыжники и их природными собратьями, образуя, тем самым, длинные мощеные участки, которые носят гордое название нобе-дан или иши-датами (каменные татами). Камни, как объект «нового взгляда», могут быть распределены между ступеньками и играть роль «разделителя». Благодаря своей широкой и плоской поверхности, эти булыжники могут превратиться в скамейки, расставленные вдоль дорожек, где гость может присесть и спокойно полюбоваться садом.
Японские ландшафтные дизайнеры нашли еще один объект для «переработки» - старую черепицу. Применений ей множество. Куски могут быть вкопаны в землю вертикально, и это будет способ вычерчивания контура садовой дорожки. Черепица может быть использована как часть нобе-дан, как обрамление водостоков – заполненных гравием рвов, в которые стекает дождевая вода с крыш. Еще одно применение – чин-ама – сосуды для золы, используемые в чайных садах.
Старые мельничные жернова обрели новую жизнь в качестве ступенек. Исуи-ен, Нара
Вверху: части расколотой гранитной породы превратились в лодку. Токо-джи, Яманаши