Роберт Смитсон (
англ. Robert Smithson;
2 января 1938 —
20 июля 1973) — американский художник, знаменитый преимущественно своими работами в области
лэнд-арта и
паблик-арта.
Одна из известных работ, «
Дрейфующий остров», представляла собой баржу, наполненная деревьями, кустами, камнями и грязью, которая неспешно кружила вокруг острова Манхэттен. Когда «
Винтовая дамба», преобразившая отдаленный северный берег Великого Соленого озера в штате Юта, попала на газетные полосы, сотни «паломников» двинулись в глубинку, в Розел Поинт, чтобы увидеть эту выросшую из камня и земли скульптуру. Эта работа, породившая тома искусствоведческих исследований, была создана в
1970 году и, похоже, стала пиком художественной карьеры Смитсона — карьеры, начавшейся пятнадцатью годами раньше и внезапно прервавшейся три года спустя, когда его самолёт разбился в Амарильо, в
Техасе, неподалеку от места его последнего произведения, «
Желтого ската»
Биография
Родился Смитсон в Пассаике, в Нью-Джерси, в 1938 году, а его увлечение естествознанием и изучением земли проявилось еще в детстве. Уже его ранние живописные работы, выставленные в 1959 году в одной из нью-йоркских галерей на первой персональной выставке художника, выдавали интерес к юрскому периоду, мифам и литературе. Развитию этих интересов он и посвятил усилия своего блестящего интеллекта в течение последующих тринадцати лет.
Не пренебрегая в своей работе никакими материалами, формами или стилями, он, однако, с 1968 года, с момента первого показа «Неместа» в галерее Двана, на большой выставке «Земляные работы», обратился к прямому использованию зеркал, почвы и камня. Первая же монументальная земляная работа, «Асфальтовый перегон», была выполнена им в Риме в 1969 году: груженные асфальтом грузовики выезжали из каменоломен по пандусу, который был дополнен художником его как бы естественным продолжением. В
1970 году Смитсон засыпал здание государственного университета в Огайо, создав «Частично захороненный деревянный навес» — работу, которая месяц спустя после убийства Национальной гвардией четырех студентов приобрела еще и политический смысл. В этом же году Смитсон завершил свою каноническую «Винтовую дамбу», а в 1971-м осуществил «Разорванный круг» и «Винтовой холм» в Нидерландах. Наконец, «Желтый скат» был завершен уже после смерти Смитсона его женой Нанси Холт с художниками Ричардом Серра и Тони Шифрази. Непреходящее значение творчества Смитсона — в переосмыслении им базовых понятий скульптуры, места и пейзажа, а также их подчинения абстрактным идеям, среди которых важнейшей для него была идея энтропии. Возможно, еще большую значимость имеет пересмотр им таких традиционных и основополагающих для работы художника категорий, как мастерская, галерея, выставочное пространство.