Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Автопортрет в соломенной шляпке,
1782,
Национальная галерея,
Лондон
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён (
фр. Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun, урождённая
Виже,
Лебрён по мужу;
16 апреля 1755,
Париж —
30 марта 1842, там же) — французская художница.
Первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями
Жана Батиста Грёза,
Жозефа Верне,
Габриэля Франсуа Дуайена и других мастеров. Уже в конце 1760-х гг. Виже рисовала вполне профессионально: косвенным свидетельством её успеха может служить то, что её мастерская была формально закрыта властями за отсутствие у юной художницы патента.
В
1776 г. Виже вышла замуж за
Жана Батиста Пьера Лебрёна, художника и, в большей степени, торговца живописью. Связи мужа усилили популярность юной художницы-портретистки в среде французской знати, и в конце концов Виже-Лебрён была приглашена в Версаль рисовать королеву.
Мария Антуанетта очень высоко оценила работу художницы и засыпала её дополнительными заказами, а в
1783 г. оказала, со своей стороны, определённое давление на французский художественный истеблишмент с тем, чтобы Виже-Лебрён была благополучно избрана в члены
Королевской академии живописи и скульптуры.
C 1780-х гг. Виже-Лебрён много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. В этих поездках ею были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур: так, в Голландии Виже-Лебрён писала будущего короля
Виллема I, в России в
1795—
1799 гг. — последнего польского короля
Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Феодоровну (жену великого князя
Константина Павловича) и других членов императорского семейства. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств.
Портрет Великой княжны Елизаветы Алексеевны
Переждав таким образом Великую Французскую революцию, Виже-Лебрён вернулась во Францию по приглашению
Наполеона и до
1814 г. жила, главным образом, в своём поместье в
Лувесьене, а когда с наступлением войск союзников на Париж поместье было занято прусской армией, вернулась в Париж. Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в
1835—
1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрён о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением ее писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб.: Искусство-СПб., 2004. — 298 с.).
Виже-Лебрён оставила 660 портретов и около 200 пейзажей. Манера письма её ясная и точная, едва ли не наибольшей живостью отличаются автопортреты, которые она писала много и охотно.
Вопрос, что и в чем делает Великая княжна Елизавета Алексеевна?