Цитата:
Сообщение от Фотиния
пояснения Маловой О. Д. весьма пространны и многожанровы, но все это лишь аргументы в защиту ее собственной позиции. А по-моему, все, трудящиеся над благоукрашением храмов должны смиренно и благоговейно относиться к украшаемым ими образам, храмовой утвари и предметам богослужебного обихода. Украшения Сретенского монастыря, к примеру, именно молитвенно-благоговейны, одухотворенно утонченны, причем, что особенно ценно, обилие цветов не подавляет, и невозможно не восхищаться красотой самих цветов - а ведь это помогает нам в постижении величия Господа и всех Его творений. Конечно, символика христианства глубока и изобразительна, даже всеохватывающа (в современном Иерусалиме есть зоосад Ветхого Завета и ботанический сад также есть - какой задел для скульпторов?!), но то, что выглядит не самодовлеюще на византийских фресках и мозаиках, резных камнях Равенны, в древнем золотном литургическом шитье - все весьма некстати, будучи повторено в цветочном эквиваленте. Бывает даже красиво, иногда, но вообще чаще грубо насилует природу цветка, смущает пышностью гипербарочных (или гротескных?) форм. Дарохранительница в виде голубя - это не доказательство чьей-то правоты, потому как она выполнена ювелиром и в размерах и пропорциях недалеко ушла от оригинала. Были также дарохранительницы в виде Святогробского храма, а еще рыбы, так то дарохранительницы, их форма оправдана содержанием, но какое содержание, кроме мокрого пиафлора, у павообразных инсталляций? Это для молитвы или для ротозеев?
|
Конечно, тем, кто мало или совсем не читает православную литературу её язык может показаться "пространным". Отвечаю Вам не потому, что есть желание вступать в полемику, а потому что нельзя вводить в заблуждение новоначальных благоукрасителей. Я никогда не пойму почему хорос или ограждение солеи важнее праздничной иконы на аналое, которой не уделяется столько внимания по сравнению с элементами интерьера, почему всю красоту резьбы иконостаса или хороса, символика форм которой имеет богословский смысл закрывают цветами, ведь орнамент в храме не просто украшательство, он также несёт в себе богословский смысл, и уж о растительной символике в храме флористы должны знать - это во-первых, а во-вторых, привожу мнение священника, монаха, кандидата богословия, который много лет подвизался под руководством Святейшего, и его мнение о павлинах гораздо важнее:
"Ваши работы просто великолепны! Я даже охнул от радости и восхищения, когда увидел павлинов! Не могу себе представить КАК долго и кропотливо Вы над ними работали! В прошлом году на фреске нашего храма я тоже попросил изобразить у креста двух павлинов (образ этот мне очень нравится) ... и тут Ваша предпасхальная композиция!"
Дело не в моей позиции, а в наследии и богословии Церкви! И те, кто воцерковлён, понимают этот, тайный для первых христиан и неведомый для многих флористов, язык. Поэтому и даю эту информацию, чтобы именно декоративный стиль - европейский, в основе своей католический, не пропагандировался так яростно в наших храмах, только потому, что это способствует сбыту цветочной продукции. Именно через этот европейский стиль и насаждается иной идейный смысл, некая экспансия "европейского уровня", как принято сейчас говорить. Храм - не оранжерея, не цветы в нём главное, но не так уж они и безобидны в храмовых композициях. Понятно, что, когда цветов слишком много в храме, то именно они и отвлекают от молитвы.