Показать сообщение отдельно
Старый
  (#445)
Малова О.Д.
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 139
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 28.05.2011, 17:19

Цитата:
Сообщение от цветочница Анюта Посмотреть сообщение
Два, четыре, шесть (четное)-такое количество цветов обычно используется в ритуальной флористике.
Если мы занимаемся православной флористикой, то должны руководствоваться догматами и традициями Церкви, а не мирскими суевериями и «правилами», не обоснованными канонами церковного искусства. Церковная числовая символика (а такая существует) не имеет ничего общего со светской траурной флористикой! Чётные числа имеют своё символическое значение, как, впрочем, и нечётные. Нельзя вносить подобные образы в храмовые композиции, близкие к «жёлтым тюльпанам – вестникам разлуки». Жёлтый цвет – цвет Христа, святителей и апостолов, золото – цвет Божественный, нетварный.
Числа – одна из основополагающих характеристик сотворённого Богом мира и большая тема, которую не мешает изучить флористам, работающим в православном храме. Многие святые отцы придавали числовым символам большое нравственное и догматическое значение, что подтверждается и общебиблейским отношением к священным числам, и самим мироустройством: мир устроен не хаотично, а упорядоченно. Но одно и то же число может быть символом или просто знаком, между ними всегда существует различие. Привожу примеры символического значения чётных чисел (поскольку затронут именно этот вопрос), которые обоснованы Священным Писанием, подробные ссылки на которые потребовали бы очень много места.
2 – Две ипостаси Богочеловека – Спасителя мира – Иисуса Христа.
4 – Мир и человечество. Цельность, совокупность.
6 – Высшие духовные способности, силы и Божественное могущество. В шесть дней Бог сотворил небо и землю, и на седьмой день почил от дел.
8 –Возрождение, возобновление, воскресение. Образ грядущей вечной жизни.
10 – Полнота, законченность.
12 – Неразрывная связь между Богом и человечеством, цельность и совершенство.
А также 24, 30, 40, 70…

Таким образом, многие числа кроме своего математического значения имеют в Библии, а значит в богослужении и искусстве Православной Церкви, собственное лексическое значение, раскрывая символику Священного Предания и Священного Писания, цикличность богослужебного круга, глубину правил веры, они устанавливают не только порядок и иерархию, но и создают гармонию художественных форм с божественным откровением. Поэтому и флорист в украшении православных святынь не может пренебрегать числовой символикой. И, если использовать её в своих образах-композициях, то делать это необходимо осмысленно и обоснованно. В истории языка цветов у разных народов числовая символика имела и имеет место, но совсем неясно, например, откуда пришло к нам суеверие по поводу чётного количества цветов в букете.
Не следует… пренебрегать числами. Внимательно внимающие в них хорошо знают, какое великое значение нужно придавать им во многих местах Священного Писания.
Блаженный Августин
На эту тему есть публикации, диссертации, но
для начала можно познакомиться с брошюрой для широкого круга читателей:
Олейникова, Т. Числа в Священном Писании: зашифрованные послания / Т. Олейникова. – М.: Аксиос, 2002.–31с.