Цитата:
Сообщение от цветочница Анюта
Два, четыре, шесть (четное)-такое количество цветов обычно используется в ритуальной флористике.
|
Если мы занимаемся православной флористикой, то должны руководствоваться догматами и традициями Церкви, а не мирскими суевериями и «правилами», не обоснованными канонами церковного искусства. Церковная числовая символика (а такая существует) не имеет ничего общего со светской траурной флористикой! Чётные числа имеют своё символическое значение, как, впрочем, и нечётные. Нельзя вносить подобные образы в храмовые композиции, близкие к «жёлтым тюльпанам – вестникам разлуки». Жёлтый цвет – цвет Христа, святителей и апостолов, золото – цвет Божественный, нетварный.
Числа – одна из основополагающих характеристик сотворённого Богом мира и большая тема, которую не мешает изучить флористам, работающим в православном храме. Многие святые отцы придавали числовым символам большое нравственное и догматическое значение, что подтверждается и общебиблейским отношением к священным числам, и самим мироустройством: мир устроен не хаотично, а упорядоченно. Но одно и то же число может быть символом или просто знаком, между ними всегда существует различие
. Привожу примеры символического значения чётных чисел (поскольку затронут именно этот вопрос), которые обоснованы Священным Писанием, подробные ссылки на которые потребовали бы очень много места.
2 – Две ипостаси Богочеловека – Спасителя мира – Иисуса Христа.
4 – Мир и человечество. Цельность, совокупность.
6 – Высшие духовные способности, силы и Божественное могущество. В шесть дней Бог сотворил небо и землю, и на седьмой день почил от дел.
8 –Возрождение, возобновление, воскресение. Образ грядущей вечной жизни.
10 – Полнота, законченность.
12 – Неразрывная связь между Богом и человечеством, цельность и совершенство.
А также 24, 30, 40, 70…
Таким образом, многие числа кроме своего математического значения имеют в Библии, а значит в богослужении и искусстве Православной Церкви, собственное лексическое значение, раскрывая символику Священного Предания и Священного Писания, цикличность богослужебного круга, глубину правил веры, они устанавливают не только порядок и иерархию, но и
создают гармонию художественных форм с божественным откровением. Поэтому и флорист в украшении православных святынь не может пренебрегать числовой символикой. И, если использовать её в своих образах-композициях, то делать это необходимо осмысленно и обоснованно. В истории языка цветов у разных народов числовая символика имела и имеет место, но совсем неясно, например, откуда пришло к нам суеверие по поводу чётного количества цветов в букете.
Не следует… пренебрегать числами. Внимательно внимающие в них хорошо знают, какое великое значение нужно придавать им во многих местах Священного Писания.
На эту тему есть публикации, диссертации, но
для начала можно познакомиться с брошюрой для широкого круга читателей:
Олейникова, Т. Числа в Священном Писании: зашифрованные послания / Т. Олейникова. – М.: Аксиос, 2002.–31с.