Монастырские сады находились всегда внутри монастырской ограды и изображали земной рай, в котором всё должно быть прекрасно для глаза, слуха и обоняния. Райскими деревьями считали виноградную лозу и яблоню, но в разное время порода «райского древа познания добра и зла» понималась по-разному. Патриаршии, архиерейские и монастырские сады издавна называли «Духовными садами», «Раями», «Виноградами обительными» и считалось, что сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление.
Сад всегда был символом жизни, воспоминанием о потерянном Рае
До XIV в. украшение цветами и само разведение цветов было связано с монастырями и служило только для интерьеров церквей, поэтому в средние века декоративным садоводством занимались преимущественно в монастырских садах, которые имели не только хозяйственное, но и созерцательное значение. В России вплоть до XVI в. более или менее правильно заложенные сады существовали только при монастырях.
Монастырь – это Преображенный Град и созерцание его райского сада – своего рода молитва – должно претворяться в радость и покой. Монастырские сады – это образ Рая и Пресвятой Богородицы – Одушевлённого Рая, посреди себя имеющего Древо Жизни – Господа Иисуса Христа – вертоградаря
[1] Небесного сада (Ин. 20: 15).
[1] Вертоградарь – садовник, виноградарь, сторож сада.