Показать сообщение отдельно
Старый
  (#199)
Малова О.Д.
активный участник
Малова О.Д. Хорошая репутацияМалова О.Д. Хорошая репутация
 
Аватар для Малова О.Д.
 
Добавить в друзья

Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 138
По умолчанию Re: Храмовая флористика - 07.01.2011, 15:35

Сосна (певг), кипарис, кедр – символы вечной жизни и нетления, по слову Священного Писания составляют славу Ливана. Ветхий Завет упоминает кедр и кипарис в числе райских деревьев (Иез. 31: 8), а для украшения Иерусалимского храма, являвшего Образ Рая, использовались кедр, кипарис и певг. Слава Ливана придёт к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего и Я прославлю подножие ног Моих (Ис. 60: 13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (Третья паремия на Воздвижение). Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром. В Шестодневе Василия Великого, переведённом с греческого на славянский язык, вместо певга значится сосна, и таким образом, здесь разумеется один из видов сосны, то есть известное иглистое и смолистое дерево. Певг – стройное и величественное дерево, и потому-то в приведённой цитате это слово употребляется для образного представления цветущего состояния Церкви: СлаваЛивана придёт к тебе (то есть Иерусалиму), – говорит пророк, – кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих (Ис. 60: 13) – это пророчество о славе храма Христианского в Иерусалиме.
Что касается древа, из какого был сделан крест, то наиболее распространённое мнение, что он был сделан из 3-х дерев: кипариса, певга и кедра. Об этом известно из церковной традиции (песни церковные и молитвы) и древнего текста, написанного на сирийском языке. «Яко кипарис милосердия, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося» (Постная Триодь, среда четвёртой недели, Утреня, Канон Преполовению и Кресту, Песнь 7).«Яко изволил еси распятися на кипарисе, и на певге и кедре, плотию совоздвизаем». (Воскресный канон 2-го гл. Песнь 5).
Сосновые деревья (певги) были весьма обыкновенны на горах Ливанских, и в самой Палестине. Известный русский путешественник Муравьёв, бывший на Ливане в 1849 г., пишет, что там, кроме сосен, нельзя найти никакой другой растительности.В конусообразной форме кипариса мусульмане видят эмблему бессмертия, а арабы называют его древом жизни. У древних римлян кипарисное дерево считалось символом смерти, а в древне-христианском искусстве имело противоположное символическое значение, так как древесина кипариса тверда, прочна и долго противостоит гниению, поэтому в живописи первых христиан он является древом бессмертия. Кипарис – древо Рая (Иез 31: 8).
В алтаре церкви монастыря Честного Креста Господня в Иерусалиме под престолом существует отверстие, соединяющее храм с подземной пещерой, в которую спускаются с северной стороны алтаря. Здесь росло то дерево, из которого был изготовлен Крест для распятия Иисуса Христа. До XV в. паломники могли видеть позади алтаря монастырской церкви это место, а теперь оно находится внутри капеллы, построенной с северо-восточной стороны храма. Серебряный круг указывает то место, где росло это дерево. Первая базилика была построена в VI в., хотя само место было определено императрицей Еленой в IV в. На фреске при входе в храм изображено дерево с тремя сросшимися стволами, и поливающий его Лот. Фрески на стенах храма также иллюстрируют монастырское предание о Кресте.
История Креста, согласно древнему преданию, начинается во времена патриарха Авраама и связана с явлением ему Святой Троицы в образе трёх Ангелов, которые оставили ему три посоха. Авраам передал их своему племяннику – Лоту, сказав, что грех его будет прощён, когда эти палочки прорастут. Поливал их Лот водой из Иордана каждый день и для этого преодолевал путь в 25 км в течение долгого времени (по одним источникам 40 лет, по другим – 33 года). Посохи срослись в один ствол, а ветви были разные. Существует целый цикл легенд древнего происхождения, возникших преимущественно в Палестине.
Древо Райское – древо Адамова преслушания, Древо Крестное – Древо послушания, которое оказал Лот Аврааму, и Господь наш Иисус Христос Отцу Небесному.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (двунадесятый праздник)
Основной цвет праздника: белый, жёлтый (золотой).
Символы: Вифлеемская звезда, вертеп (пещера), Крест с полумесяцем, символизирующий Вифлеемскую люльку; сосна, кедр, кипарис.

В этот праздник, как правило, украшается не только праздничная икона на аналое, но храм бывает убран пахучими хвойными ветвями и даже деревьями. Обычай этот служит к выражению духовной радости о рождении Отроча Млада, Превечного Бога, подающего и нам вечную жизнь. Вечнозелёные хвойные деревья являются символом Древа жизни, возращённого нам с Рождением Спасителя, символизируют надежду на вечную жизнь, которую человек обретает, благодаря искупительной жертве Христа. Православная литература в дореволюционных изданиях объясняет это так: «Этот обычай основывается как на словах пророка Исайи о Спасителе: И произойдет отрасль от корня Иессеева, а ветвь произрастет от корня его (Ис. 11: 1), так и на словах церковного песнопения в честь Рождества Христова: «Христе – отрасль от корня Иессеева и цвет он него – произрос Ты от Девы».
Мы привыкли к тому, что на Рождество Христово храмы украшаются елями. Но символика в Церкви предлагает нам быть более точными в выборе растений на этот праздник. Из хвойных деревьев правильнее было бы использовать кипарис, кедр и сосну (певг), так как они являются теми деревьями, из которых выросло трисоставное дерево Креста Иисуса Христа, а значит более приближены к символике вечной жизни и бессмертия. Сосна, как отмечено выше, образ цветущего состояния Церкви. Но в Австралии из хвойных растёт пихта, поэтому ей и отдаётся предпочтение, на Кипре наряжают «кипарисовую ёлку».
В храмах можно видеть и чисто зеленые деревца, и с убранством, делается это по благословению настоятеля. Декор деревьев неяркий, особенно уместны в украшении ангелы, восьмиконечные звезды, шары, используют и живые цветы. Украшение хвойных деревьев поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная, только во Иисусе Христе – источнике жизни, света и радости – может принести духовные плоды.
Если в храме имеются святые образы как композиция отдельных изображений Младенца в яслях, Божией Матери, Праведного Иосифа, а, возможно, пастухов, волхвов и животных, то создаётся украшенная композиция Вифлеемской пещеры, в которой родился Спаситель. В вертепе (пещере) можно украсить и икону праздника, в композицию можно включить рождественскую восьмиконечную звезду и крест с полумесяцем, как символ Вифлеемской люльки. Звезда, которая явилась волхвам и привела их к месту рождения, является и образом необычайного света в пещере, где родился Христос, то есть и этот яркий свет изображается с помощью традиционного образа звезды. Икону праздника на аналое и большую икону Рождества Христова в храме оформляют цветочными композициями, хвойной гирляндой или хвойной сенью (навесом), символизирующим вертеп. Использование бутонов в композиции содержит в себе символический образ Богомладенца – Цветка, процветшего в языческой пустыне, яко крин (лилия). Традиционно в украшении праздничной иконы используют голубую ель, строение иголок на ветках которой, скорее напоминают сосну. Особенно красивы гирлянды из хвойных различных форм и оттенков (в том числе с серебристыми вкраплениями и белым окаймлением), так как очень часто флористы при составлении композиций Рождества Христова воплощают русский образ хвойного леса, “покрытого инеем”. Ветки могут быть еловые, пихтовые, золотистой туи, можжевельника. Гамма цветочного декора зависит и от церковного интерьера.