Свадебное платье невесты
Для поколения современных невест платье белого цвета считается символичным для свадебного дня. Этой традиции придерживается большинство.
Однако белый цвет свадебного платья не всегда считался обязательным для свадебных нарядов, этот обычай заимствован нами из традиций свадебной моды стран Западной Европы.
В книге Терещенко можно найти подробное описание свадебного наряда русской невесты, а также проследить изменение в свадебных обычаях и нарядах невест.
«Платье молодой обыкновенно бывает новое: сарафан парчовый, из-под которого нарочно вызывают рукава белой рубашки;башмаки цветные: красные или голубые; на груди монисто из кораллов красных или бисера разноцветного; в ушах серьги длинные с
каменьями, на пальцах кольца золотые; шелковая душегрейка поверх сарафана и цветной пестрый платок; голова бывает перевита цветами.
При поезде к венцу покрывают голову платком. Горожане из мещан и купцов заменили сарафаны цветными и длинными платьями, которые вовсе им не идут. Наш сарафан с кокошником и фатою – прелестный, восхитительный наряд!
Невесту убирают к венцу ее родные и подруги и обыкновенно одевают ее в кисейную шитую рубашку с широкими рукавами и с манжетами,
которые бывают пришиты к рукавам; потом в ферезь, обложенную серебряным и золотым гасом; пояс на ферезе шелковый, плетеный или
тканый с золотом; шею убирают жемчугом, уши жемчужными серьгами, а на голове парчовый венец с жемчужной рясою; башмаки цветные"
С некоторых времен происходит изменение традиций празднования самой свадьбы, меняется мода на одежду, становится популярным свадебное платье белого цвета :
« В царствование Елизаветы изменились свадьбы еще более, а ныне дворянство
и простое сословие отправляет их совершенно отдельно. Дворянство, особенно живущее в столицах и больших городах, заимствуя иностранные обыкновения, отчуждалось от своих отечественных, и тогда уже названия дружек, сватов, свах, князя и княгини уже исчезли. Вместо дружек ввелись шаферы. Венчание сопровождается пышным поездом, а свадьба заменяется нередко бальною музыкою и роскошным вечерним угощением. Тут все пирующие пьют шампанское за здоровье молодых с провозглашением им счастия на многие лета. Музыка отвечает на поздравительное провозглашение тушем, и после угощения разъезжаются гости. Все роды танцев втеснились в брачное веселие. Польский занял первое место. Каравай, перепечь, жареный петух уже считаются простонародными. Каравай заменили сахарными хлебами, украшаемыми цветами и плодами. Варенья, конфеты и шоколад вытеснили медовые напитки. Хождение молодых в баню и кушанье каши в постели совсем изгнаны из употребления. Благословение молодых иконою и хлебом-солью посаженым отцом и матерью еще в употреблении. Посыпание хмелем и деньгами, опахивание соболями, спание в холодной комнате на ржаных снопах, оберегание новобрачной спальни дружкою, который целую ночь ездил верхом на лошади с обнаженной саблею, забыто во многих
местах.В наше время уже считается неприличным давать свадебные пиры, называя это купеческим разгулом. В хорошем обществе избегают утомительных свадебных веселий, и уже от воли молодых зависит, чтобы взамен свадебного пира
дать бал или обеденный стол спустя несколько дней после свадьбы. Девичник, расплетение и заплетение косы, сопровождаемые пением песен, еще в употреблении в простом сословии.Надевание кики с фатою заменено между
дворянами убиранием головы цветами и венками, и особым подвенечным покрывалом, а вместо цветного платья, в которое произвольно одевали молодую, ныне наряжают в белое, и весь наряд белый от головы до ног. Подруги молодой одеваются тоже в белое платье, а голову украшают цветами.Жених, если он военный, бывает в своей форме; гражданские же одеваются пообщепринятому обыкновению. Само заплетение косы и уборка головы производится
парикмахером за несколько часов до свадьбы, которая теперь по большей части происходит вечером. Венчание днем бывает весьма редко даже между купеческим сословием. В Петербурге обеды и пиры свадебные часто приготовляют по
заказам. Вообще едва остались следы прежних свадеб между дворянством, и должно сказать к чести купеческого сословия, особенно простого, что оно бережет еще предания старины"
- Фёдор Григорьевич Солнцев (девичий галический подвенечный убор)
- Наряд невесты в головном уборе «коруне». Вторая половина XIX века
- Наряд невесты в свадебном венце из деревни Ваймуши Пинежского уезда. 1927 год. Собрание ИИМК РАН. Фотоархив. 0.3169.
- Наряд невесты из деревни Кевролы Пинежского района.Фото М.Ф. Луговского. 1989 г.
- Наряд поморской невесты.Начало XX века. Фотоархив ГМО. 620
- А Russian bride of the better class
- Клавдий Лебедев "Боярская_свадьба"
- В.Е. Феклистов «Приготовление невесты к венцу» 1848
- Иван Куликов. Убор невесты 1907 г.