активный участник
Добавить в друзья
Сообщений: 243
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 30 раз(а) в 11 сообщениях
Регистрация: 02.01.2011
Возраст: 66
Рейтинг: 138
|
Re: Храмовая флористика -
13.03.2014, 01:46
Честный Крест, полагается на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшается крест венком из живых цветов.
В службе Страстной Седмицы это поклонение несколько отличается от поклонения, совершаемого на празднике Воздвижения. Здесь в центре наших молитвенных созерцаний стоит страдающая Ипостась Богочеловека и Искупительный Подвиг Его Божественной любви. Крест, как орудие искупления, отходит на второй план, мы видим в нём, прежде всего источник страданий Богочеловека. Вынос и поклонение Кресту совершается с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста. От Его Креста изливаются потоки благодатной силы, которая укрепляет всех, идущих по Его крестному пути.
По церковному Уставу Крест должен быть деревянным и украшен венком из цветов на блюде, поэтому возможно изготовление основы (из дерева, оргстекла и других материалов) круглой или овальной формы, в центре которой следует сделать возвышение – крепление для Креста, чтобы крест был центром композиции, то есть на первом плане, на свободных местах формы крепится оазис для составления композиции. Все растения должны быть на «втором» плане или уровне. Фоном может стать драпировка из ткани – покровец, цвет которого должен быть гармоничным с цветочной композицией.
Составляется композиция благоговейно, чтобы не «изломать» форму креста, чтобы крест не «утопал» в цветах, установленных выше его уровня, чтобы композиция была сбалансирована по количеству растительного материала и соразмерна с главной святыней Церкви, то есть цветы используют малых и средних размеров, если Крест небольшой. По замыслу украсителя используются и другие техники, например, плетения, наматывания на основу, каркасно-клеевая.
Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет – седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержит в себе красный и голубой цвета и обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в Крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.
Поскольку основной цвет праздника – фиолетовый, дополнительными могут быть голубой и красный, символизирующий Пречистую Кровь Спасителя (Стихира на Господи воззвах: «Христе Боже наш, вольное распятие во общее воскресение рода человеческаго восприемый, и тростию Креста, обагрением червленым Своя персты окровавивый, оставительная нам царски подписати человеколюбствовавый, не презри нас бедствующих, и паки от Тебе разстояние: но ущедри едине долготерпеливе, во обстоянии люди Твоя и востани, побори борющия ны, яко всесилен» – «Тростию Креста, обмакнув Её в красные чернила Твоей Крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов…»), а также зелёный, так как последний символизирует растения трисоставного дерева, из которого был изготовлен Крест Спасителя. Можно, впрочем, совсем отказаться от голубого и зелёного и составить композицию в фиолетово-красно-белой гамме. Ещё вариант – это гармония фиолетового «В созвучии» (все оттенки от светлого до тёмного).
Крест, вписанный в круг, говорит о его вселенском значении – о славе Христовой, в которой пребывают святые. Круг означает небо, вселенскую сферу, окружность крестчатого нимба Спасителя, говорящего о Его крестной жертве. Для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной, крест и изображается вписанным в круг – поэтому и на блюде, а не на квадрате или прямоугольнике… Только блюдо – это и просто данной формы основа (дерево, пластик, стекло…). Поэтому нельзя разрывать форму круга-мандорлы, здесь церковная форма важнее того, что цветы при прикладывании сомнутся. То есть венок должен быть замкнутым, иначе происходит искажение главного богословского смысла – смысла благоговейного почитания Креста Христова.
Прошу простить, нет сведений о местонахождении данных украшений, но это примеры именно по форме, организации фона, что весьма важно, чтобы сделать акцент на центре композиции – на Животворящем Кресте, но здесь же и примеры того, как искажается форма Креста, когда из цветов пытаются делать абрис (контур) и как утопает в растениях главная святыня Церкви, что неблагоговейно. Конечно, в организации поверхности самой композиции совершенно необязательно равномерно распределить растительно-цветочный материал, здесь выбор свободный, например, у Людмилы Александровны Бондаренко в храме Донской иконы Божией Матери г. Мытищи на сайте «Донская слобода» есть работы в орнаментальной технике. При пестроте – крапчатости Крест перестаёт быть фокусной точкой композиции, то есть поверхность надо строить сдержанно, по возможности просто, то есть церковно.
|