новый участник
Добавить в друзья
Сообщений: 9
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 05.09.2011
Адрес: Москва
Рейтинг: 0
|
Re: Как бороться с оптовиками "псевдорозницей" -
09.09.2011, 13:42
Уважаемая Yla!
Хорошо написали, правильно, в чем-то с Вами согласен, а в чем-то нет. Немного задержался с ответом, поскольку думал, что обсуждение моей позиции будет у меня в блоге, поэтому не смотрел за продолжением дискуссии на форуме. Но когда прочитал Ваш пост, обязательно решил на него ответить.
Безусловно, Вы правы – проблема гораздо сложнее, чем я написал. Я это понимаю, но ведь я и не претендовал на то, чтобы в достаточно коротком посте описать все проблемы российской флористики. Именно для этого я и завел блог – чтобы «есть удава по частям», чтобы одну большую «проблемищу» раскладывать на ряд подпроблем – только так можно найти ответы на все вопросы. И создавал я блог именно для таких флористов как Вы, которые не только понимают проблематику, но и думают над ее решением. Поверьте, я буду и дальше не только поднимать проблемы, но и предлагать пути их решения.
Насчет оптимизма Вы не правы. Я давно и далеко не оптимист. Я реалист. Я прекрасно понимаю и вижу все проблемы флористики.
Давайте поймем в чем есть основная проблема российской флористики? На мой взгляд, основная проблема в том, что российская флористика – это МЕЛКОЕ КУСТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО! Я никого не желаю обижать – это чисто экономический термин.
Что такое кустарь? Это мелкий предприниматель, который имеет один небольшой бизнес и не имеет планов по его развитию. В основном все заработанные им средства уходят только на то чтобы просто существовать, без возможности серьезных накоплений для развития своего бизнеса. Это то, что Карл Маркс называл простым воспроизводством. Маркс во многом был не прав, но здесь он не ошибался – это путь никуда. Это тупик…. Такие типы бизнеса имеют мало перспектив и достаточно быстро разоряются…
Что надо сделать, чтобы бизнес не разорился? Его постоянно надо развивать. Начинать бизнес, ориентируясь только на один магазин (салон), значит жить постоянно под угрозой разорения. Например, мы открыли салончик, он работает, приносит нам какую-то копеечку, а через месяц у местной власти изменились планы, и она решила на этом месте построить что-то, например, жилой дом и нам не продлили договор аренды и предложили уйти. Хватит ли нам заработанных денег на открытие нового салона? При простом воспроизводстве может и не хватить! Все, мы разорились! А что значит, для сети потерять один магазин – неприятно, но не более…
Иными словами, начинать бизнес ориентированный только на один магазин – малоперспективно, перспективно развивать сеть…
При этом следует понимать, что издержки не будут возрастать – они будут снижаться. В этом-то и заключается основной эффект сети.
Возникает следующий вопрос – на какие деньги создавать сеть? Открыть один салон и на часть прибыли создавать следующий? Этот путь бесперспективен – это неэффективная тема, так следующий салон ты отроешь только через много-много лет. Надо привлекать внешние заимствования. И вот это для флористики и проблема!
Проблема очень интересная. Она не финансовая – в нашей стране достаточно много финансовых институтов, которые готовы вложиться в интересные виды бизнеса. Многие финансисты жалуются, что с хорошими проектами большая проблема…
Почему же инвестиции не приходят во флористику? Вопрос во многом не экономический, а психологический. К сожалению, но цветочный бизнес (в общем) и флористика (в частности) воспринимаются обществом достаточно негативно. В представлении масс цветочный бизнес это нечто такое полукриминальное, что в нем работают в основном неквалифицированные гастарбайтеры, «держат» этот бизнес «дикие горцы», основная цель которых «кинуть» покупателя и продавца, что букеты они продают только для того чтобы сбагрить «тухлый» цветок и т.д. и т.п.
Отчасти такое представление не беспочвенно. Такие факты имеют место быть. А мы все не пытаемся с этим бороться, хотя прекрасно понимаем, что это далеко все не так, что у нас есть замечательные флористы, хорошие салоны, креативные работы. Мы знаем об этом, но об этом не знает потребитель. Мы «варимся в собственном соку» и обижаемся на всех прочих – они, дескать, такие «не продвинутые», ничего не понимают. На самом деле, психология – это все, покупатель покупает не лучший товар, а наиболее «отпиаренный»…
Давайте зайдем в любой торговый центр и поднимемся на фуд-корт. Где мы с Вами увидим самую большую очередь? Конечно в McDonalds и Ростиксе, в остальных поменьше, а в некоторых совсем нет покупателей. Почему? Да потому, что McDonalds самая «раскрученная» торговая марка. Ее знает потребитель, поэтому ее и выбирает. А рядом будет стоять в сто раз лучше точка с самой свежайшей пищей, но ее не знают и у нее покупать не будет, если только она не начнет себя должным образом «пиарить»…
Тоже самое и с флористикой. Зайдите в интернет, посмотрите, много ли в нем есть статей о флористике как о бизнесе? Практически нет…
Флористика – замкнутый мир и не только в плане информации, но и в плане конкретных экономических показателей. Среди обывателей принято считать, что, дескать, они на нас несчастных зарабатывают миллионы. Но мы то с Вами понимаем, что основной наш праздник только один – 8 марта (все остальное - существенно поменьше), что потом наступает лето, когда продажи падают в разы и мы вынуждены жить на то, что заработали на 8 марта! При этом принято считать, что практически все флористы работают «в черную», что также не добавляет привлекательности бизнесу. Поскольку флористы о своих доходах молчат, то обыватели еще больше убеждаются в своем мнении – «молчат, значит согласны!».
Инвесторы – те же обыватели (мы все обыватели!), поэтому все те стереотипы о которых я писал, присутствуют и в их сознании. Бизнес для них непонятен, экономика бизнеса «не прозрачна» – будут ли они вкладывать в него деньги? Конечно же, нет!
Но это не так! Флористика, при правильном подходе, весьма доходный устойчивый бизнес. Конечно, это не хлеб, который покупают каждый день, но цветок – это то, что сопровождает нас всю жизнь и в радостных и печальных событиях. Цветы будут дарить всегда, больше или меньше, но всегда. Чудес не бывает – природа не терпит пустоты и флористика будет развиваться. Тем более что первые попытки уже были. Господа Иванов (Оранж) и Якушев с Амаляном (Ирис) – рискнули и открыли первые в России флористические сети. Не все у них получилось, но это был первый прорыв! К сожалению, в силу целого ряда причин не связанных непосредственно с флористикой, их бизнесы начали сейчас «буксовать», но пример был и он показателен! Все равно найдутся те, кто вложат в этот бизнес деньги. Как быстро это произойдет? Это во многом зависит от нас – насколько мы сами этого захотим…
Я создал блог, в том числе и для того чтобы «прорвать» информационную блокаду – чтобы показать флористику таковой какова она есть, чтобы показать всю ее инвестиционную привлекательность, для того чтобы она развивалась. Без инвестиций ничего не будет – она так и будет влачить свое теперешнее состояние!
Следующий вопрос – касательно конкуренции со стороны западных торговых сетей.
Будут ли крупные западные сети заниматься флористикой? Никогда – это не их бизнес. Я достаточно неплохо знаю менеджеров, которые «рулят» цветами в ОБИ, Икеа и Ашане – они это подтверждают. Во-первых, они сами не завозят цветок – есть поставщики (это наши крупные оптовики), которые поставляют им этот товар. Во-вторых, все флористические точки в этих сетях – это не бизнес этих сетей. Эти точки арендовали некие флористические компании, которые просто платят сетям аренду. Для крупных сетей флористический бизнес – это «мелочевка», они никогда не будут им «заморачиваться».
Насчет западных игроков – я имел ввиду не западные торговые сети, а западные флористические компании. В последнее время они оживились. За последний год было два больших «захода» представителей западных флористических компаний на российский рынок. Приезжали большие делегации, которые провели в Москве не одну неделю пытаясь понять и осознать что из себя представляет российский флористический рынок. Многое для них было удивительно, многое их шокировало, но когда они увидели экономику, они чуть не попадали со стульев… На Западе о такой рентабельности можно только мечтать. Причем цифры эти были абсолютно реальными, я их готовил и я отвечаю за их адекватность, к тому же каждая цифра подтверждалась конкретными финансовыми документами. Конечно, они понимают проблематику и готовы ее учитывать, но при такой марже, я думаю, что на многие риски они просто закроют глаза…
Обратиться к истории. Я к сожалению не был в Вашем городе, хотя и слышал о нем много хорошего, поэтому говорить могу только за Москву. Еще 10 лет назад в Москве процветали продовольственные мелкооптовые рынки. В основном все покупали продукты только там, но потом стали появляться нормальные цивилизованные магазины в рамках сетевых проектов. Над ними смеялись, считали это блажью, предрекали им скорую кончину… А теперь в Москве совсем не осталось продовольственных рынков… «Хорошо смеется тот, кто смеется последний!». Тоже самое будет и с флористикой – она встанет на индустриальные рельсы. Она станет нормальным сетевым бизнесом. Не завтра, но в обозримом будущем. Кто не поймет этого – рискует оказаться на обочине событий. Это диалектика развития торгового бизнеса, это было на Западе, это было на Востоке, это частично уже состоялось в продовольственном и непродовольственном сегменте в России и флористика не будет исключением…
Хотелось бы еще сказать несколько слов касательно конкуренции и палаток, но время ограниченно, надо бежать…
У меня есть предложение и вопрос – наш с Вами диалог будет интересен читателям моего блога – Вы не возражаете, если я его туда перенесу?
И второе – Вы не возражаете, если свое мнение касательно конкуренции и палаток я выскажу в своем блоге? Его адрес не изменился: http://flora30.blogspot.com/
|