Вставлю свои 5 копеек...
)
Я позиционирую свою работу, как услугу. Не зависимо от того, что я продаю - один цветок, просто охапку, что уж говорить о букете или оформлении.
Не нуждаетесь в этой услуге - идите туда, где продадут не услугу, а товар. Считаю сейчас эту стратегию единственно верной для меня, т.к. в качестве продажника у меня много конкурентов, как у профессионала, предоставляющего качественную услугу - немного. Имхо, клиента сейчас можно отрезвить только так. Хотите дешевый цветок - велкам на оптовку, хотите качественную работу - принимайте мои условия. Или не принимайте))
Слава Богу, у меня не магазин, (3 дня в неделю работаю в салоне наёмным работником, наблюдаю как тяжело хозяйке салона) остальные дни работаю "на себя" и "под заказ" с подругой-коллегой.
Да, бывает я теряю клиентов, но не прогибаясь приобретаю еще больше. Но тех, который могу назвать "своими".
Так что, резюмируя, могу сказать, что, имхо, стратегия флориста - разделять эти понятия (товар/услуга) и не пытаться погнаться за 2-мя зайцами)) Или, хотя бы, не пытаться их "догнать" любыми способами.
Клиенту можно угодить не лебезя, не прогибаясь, не демпингуя, а делая приятное: букет дублёр "в подарок" из остатка цветка (или дублёр-бутоньерку), привести на оформление лишнюю вазу, и, если есть остаток/лом - сделать на ней композицию "попроще", на фуршет/бар/при входе, оформить лентами неоговоренную входную дверь/лестницу.
Делаю такие "подарки" по доброй воле, и только тогда, когда клиент изначально принимает мои условия. И им приятно, и мне, когда радуются и благодарят))